Тема: « Работа с бумагой. Ёлка из салфеток».
Урок по технологии во 2 классе
«Работа с бумагой. Ёлка из салфеток»
Цель: создать условия для: формирования коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения сотрудничать с другими детьми, уважения к товарищам; формирования познавательных универсальных действий.
Способствовать развитию регулятивных универсальных действий, умения планировать свою деятельность, работать по плану, сопоставлять результаты с заданием, оценивать каждый этап своей работы.
Формирование развития воображения, мышления, творческих возможностей каждого ребёнка.
Формирование развития у учащихся навыков и умений работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, активность, культуру труда.
Задачи:
-
познакомить учащихся с техникой изготовления цветка из салфеток»;
-
развивать воображение, внимание;
-
воспитывать бережливость, аккуратность в работе.
Тип и вид урока: урок овладения знаниями, умениями и навыками с применением ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма организации урока:
Работа в малых группах, защита и презентация своих работ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, самостоятельная работа, практическая работа, самооценка деятельности.
Объект труда: ёлка из салфеток
Основные операции: складывание салфетки, вырезание, приклеивание к основе.
Оборудование:
Для учителя: образец изделия, технологические карты, наклейки для оценивания. Презентация Microsoft Office Power Point
Для учащихся: клей ПВА, салфетки, картон, карандаш, ножницы, степлер, блёстки для украшения, шаблоны кругов.
Требования к результатам универсальных учебных действий
Личностные результаты
-
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
-
понимать исторические традиции ставить и украшать ёлку в доме, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
-
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий
-
работать по совместно с учителем составленному плану, используя технологическую карту
-
осуществлять контроль точности выполнения операций
-
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
-
(общеучебные УД:) находить необходимую информацию в словарях и энциклопедиях;
-
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объекта (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
-
(постановка и решение проблемы:) самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
-
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
-
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-
учиться выполнять предлагаемые задания в группе.
2.Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Организационный момент.
Слайд № 1.
2. Слайд № 2.
Слайд № 3.
Слайд № 4. | Настрой на работу — Улыбнитесь, ребята, друг другу, только с хорошим настроением можно сделать, изумительные поделки. — Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю поработать в группах. Девиз урока таков: «Чтоб всё хорошо выходило, работаем тихо, дружно, красиво». — Как вы думаете, почему выбран этот девиз для нашего урока?
— В каждой группе назначен эксперт. А как вы понимаете слово «эксперт»? Словарная работа. Эксперт— специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-н. вопроса. Эксперт будет оценивать работу в своей группе.
— Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно. — Что необходимо знать на каждом уроке труда при работе с инструментами?
| Подготовка класса к работе.
Читают девиз. Объясняют его смысл. Ещё раз читают вместе.
Дети обсуждают правила в группах и рассказывают по порядку их
| Личностные: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: общеучебные |
2. Объявление темы урока. Слайд № 5.
|
— Ребята, догадайтесь, какую работу будем выполнять на уроке? Что за гостья к нам пришла? Гостья к нам пришла с опушки — Зелена, хоть не лягушка. И не Мишка косолапый, Хоть ее мохнаты лапы. И понять не можем мы: Иглы для чего нужны? Не швея она, не ежик, Хоть на ежика похожа. Кто пушист, хоть не цыпленок, — Должен знать любой ребенок. Догадаться очень просто, Кто пришел к нам нынче в гости?
— Какой праздник приближается? — Что для вас значит ёлочка? — Для чего мы ставим ёлку у себя дома? |
Загадку читает ученик.
Ёлочка.
Главным атрибутом Нового года является ёлка.
| Личностные : мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразование, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения. Коммуникативные : формулирование и аргументирование своего мнения, учёт разных мнений
|
3. Сообщение целей и задач Слайд № 6.
Актуализация знаний
Образец изделия | — Как вы думаете, откуда пришел обычай ставить ёлку в доме?
Ёлка дома на Новый год — это всегда ощущение праздника, ожидание чуда. Но необязательно обзаводиться настоящей живой ёлкой, её можно сделать и самим. — Посмотрите, внимательно на изделие и скажите, из чего оно сделано? — Техники выполнения ёлочки различны и многообразны. Я предлагаю вам сделать ёлочку из обычных бумажных салфеток. | 2 ученика. Рассказ «Обычай ставить ёлку дома» с просмотром слайдов презентации (слайды 2-6). Ставить в доме ёлку под Новый год придумали немцы. Во времена язычества ель у них считалась главным деревом, а после крещения она стала символом Рождества. Первое письменное упоминание о Рождественской ёлке относится к XVI веку. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. А в России «ёлкина история» началась 20 декабря 1699 г., когда Пётр I повелел день «новолетия» отмечать 1 января. В своём указе он предписал: «По улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе… стоять тому украшению января в первый день».
| Познавательные: постановка и решение проблемы
Регулятивные: целеполагание -постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, прогнозирование (предвосхищение результата)
|
4.Планирование
Слайд № 7.
| Организация учащихся на исследование проблемной ситуации
— Что нам понадобится для работы?
— С чего начнём работу? — Составьте план работы. — Ребята, давайте ещё раз повторим девиз урока.
| Выполнение работы в группах. салфетки бумажные белого и зеленого цвета, заготовка для ствола ёлочки (конус из плотной бумаги), клей, ножницы, степлер.
Проговаривают вместе.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: логические — решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Практическая деятельность учащихся. Слайд № 8.
| 1.Салфетку складываем дважды в маленький квадратик и в середине скрепляем крест на крест степлером. Можно использовать цветные салфетки. Один слой – один цвет, другой слой – другой цвет. 2. Из этой заготовки вырезаем кружок. Внимание: вырезав круги убери ножницы на место. 3. Теперь формируем «розочку», аккуратно поднимая каждый слой к середине и немного сжимаем пальцами в центре. 4.Так же с другими слоями. Внимание: береги время, работай аккуратно, сосредоточенно. 5.Нужно сделать ~ 16 цветочков зелёного цвета, 13 белых. 5. Когда детали поделки готовы, обклеиваем конус снизу вверх по кругу. Внимание: аккуратно работай с клеем 6. Следующий ряд «розочек» должен быть чуть меньше, поэтому и кружочки из салфеток вырезаем меньшего диаметра. И получается пушистая новогодняя ёлочка, которая будет радовать всех окружающих и создавать праздничное настроение! | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется индивидуальный, групповой методы)
Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с ножницами:
3)Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд | Познавательные:
регулятивные: контроль, коррекция, волевая саморегуляция, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
|
Физминут-ка Слайд № 9. |
| Дети делают движения за ёлочкой (слайд ) |
|
6. Самостоятельная работа.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
Слайд № 12.
| Перед началом работы прочтём народную мудрость – пословицы: — О чём говорят нам эти пословицы? — На какую особенность в труде обращают наше внимание поговорки? – Ребята, о чём вы не должны забывать во время работы?
Звучат новогодние мелодии.
| За всякое дело берись умело. Без труда нет плода. И маленькое дело делай, как большое. Без терпенья нет уменья.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самооценка на каждом этапе выполнения работы.
| Личностные: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения. Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные: достижение договоренностей и согласование общего труда;
|
7. Осуществление коррекции | Учитель консультирует, советует, помогает. | Дети осуществляют коррекцию самостоятельно. Самооценка на каждом этапе выполнения работы. | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
8. Оценивание учащихся | Учитель консультирует | Учащиеся дают оценку групповой деятельности по результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) | Регулятивные оценивания (самооценивание), коммуникативные |
9. Рефлексия (итог урока)
Слайд №13.
| — С какими трудностями вы столкнулись? — Красивая получилась ёлка? — В какой стране впервые стали наряжать новогоднюю ёлку? Вы сделали прекрасные поделки. Ёлка получилась нарядная, праздничная и очень красивая. Судя по вашим работам можно заключить, что с планом работы вы справились.
| Выставка работ. | Личностные: внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Ресурсы:
http://www.aif.ru/society/article/40087 — сообщение «Обычай ставить ёлку дома»
http://www.liveinternet.ru/users/4306721/post251165592/ — изготовление ёлочки
сайт «Страна мастеров» — изготовление ёлочки.