Интегрированный (бинарный) урок по русскому языку и геометрии в 7 классе.

ТЕМА УРОКА: «Без слов и грамматики не учат математике»

ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и систематизация сведений о треугольниках, повторение теорем, используемых в доказательствах свойств треугольников;

  • обобщение сведений о грамматике как разделе языка, об орфограммах проверяемая и непроверяемая гласная и согласная в корне слова, грамматическая и смысловая связь слов в предложении, причастие и причастный оборот.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание интереса к русскому языку и геометрии;

  • формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач и в работе в группе.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать;

  • развитие умения задавать вопросы по теме;

  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА и СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • школьная доска;

  • презентации;

  • карточки дифференцированных заданий;

  • на рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

СТРУКТУРА УРОКА:

  • Организационный этап;

  • Этап всесторонней проверки знаний;

  • Этап обобщения и систематизации знаний;

  • Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Подведение итогов урока (рефлексия).

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  • Устный и письменный.

  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Конспект урока.

I. Организационный момент урока.

1. Приветствие, настрой на рабочий лад. Оформление тетрадей к уроку

(запись числа, кл.раб., темы урока)

2. Вступительное слово учителей.

РУС: Урок русского языка и урок геометрии, спросите: «Что их может объединять?» Перед началом урока у нас возник спор:

М.: Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?

Р.: Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

М.: Нет! Миром числа управляют,

Они в порядок наш приводят ум.

И истину лишь математики познают,

Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Р.: Есть листьев шум и мир под облаками,

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

Числом не скажешь всё, что выразишь словами –

И боль, и страх, любовь и счастье.

М.: Как вы думаете, ребята, кто из нас прав? Высказывание детей.

I I. Актуализация знаний по теме урока

РУС: Насколько важно знание русского языка?

Очень важно. Общаясь с одноклассниками, друзьями, а во взрослой жизни коллегами, то попасть впросак не хотелось бы, не так ли?
Как правильно писать слова «профессия» или «искусство»? Как написать заявление или личное письмо, расставив и сформулировав предложения так, чтобы тебя правильно поняли?

Все эти знания очень важны. Плохое знание русского языка, неправильное написание слов или формулировка предложений может поставить вас в неловкое положение при сдаче экзамена, перед коллегами и друзьями. 

В теме нашего урока есть слово ГРАММАТИКА. Грамматика — это раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.

Что такое Морфология? Что изучает и за что отвечает? Вопрос классу.

Высказывание детей.

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Морфология тесно связана с орфографией, поэтому изучение морфологии связано с изучением орфографических правил.

Что такое орфография? Что изучает и за что отвечает? Вопрос классу.

Высказывание детей.

Орфография или правописание — раздел науки о языке, в котором излагается система правил о написании слов. В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, порой, только опираясь на правило.

Синтаксис — это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, то есть:

» словосочетания, предложения, текст;

» способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения;

» способы соединения простых предложений в сложные;

» способы соединения предложений в текст.

Какова же роль синтаксиса? Что изучает и за что отвечает? Вопрос классу.

Высказывание детей.

В переводе с греческого слово «синтаксис» означает «построение». Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции.

I I I. РУС: А теперь перейдём от слов к делу и на практике посмотрим, как это всё работает и применяется не только на уроках русского языка.

1. Орфографический диктант, но он очень тесно связан с геометрией: я читаю определение некоторого геометрического объекта, а вы на листах записываете только само понятие, которому соответствует данное определение.

Слайд №2. 2 человека работают у доски, остальные в тетрадях.

Слайд №3 Проверка заданий с т.зр. русского языка и с т.зр. геометрии. Оценивание.

2. Задания по разделам морфология и синтаксис.

Слайд №4. Индивидуальная работа в тетрадях.

Проверка заданий с т.зр. русского языка и с т.зр. геометрии.

Оценивание

Слайд №5.

Слайд №6. Задание устное.

Слайд №7. Проверка. Обсуждение.

3. Задание по разделам синтаксис и пунктуация (так как они тесно связаны между собой).

Слайд №8 Индивидуальная работа в тетрадях.

Слайд №9. Взаимопроверка тетрадей.

Обсуждение.

МАТЕМ.: Признаки равенства треугольников. Исправьте ошибки в условии теоремы, сочетая знания грамматики русского языка и геометрии.

Слайды №10, №12, №14 Работа по карточкам в группах.

3 группы – 3 теоремы.

Слайды №11, №13. №15 Проверка задания.

Обсуждение.

МАТЕМ.: Повторим с помощью элементов урок русского языка теоремы, приступим к решению задач по геометрии.

Слады № 16, №17, №18 Блиц-опрос. Устное решение задач.

IV. Обобщение и систематизация материала по теме урока.

V. Инструктаж по домашней работе.

Слайд № 19. Дом.задание на индивидуальных карточках.

VI. Рефлексия . Ёлочка – игрушки – настроение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here