Автор: Трушина Лариса Евстафьевна
Место работы: МОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида, г.Калязин, Тверская область
Должность: учитель русского языка и литературы
Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.
Развитие речи обучающихся – одна из важных задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов.
От того, насколько будет сформирована речь у обучающихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов.
Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном – способ достижения лучшей социальной адаптации.
Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.
Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.
Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.
Имея перед глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у них по данной теме, причем они могут тренироваться в таком рассказе и дома. Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи все о приставках», «Расскажи о 1, 2, 3-ем склонении имен существительных» и т.д.
Обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Им нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища, они прост, чтобы отвечающий приводил примеры.
Таким образом идет развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.
При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу обучающихся учет возможностей того или иного школьника. В классе создается хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность — залог того, что урок пройдет успешно.
Части речи
Имя существительное | Предмет | Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? |
|
Глагол | Действие предмета | Что делать? Что сделать? |
|
Имя прилагательное | Признак предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? |
|
Местоимение | Указывает на предметы, но не называют их | Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком? |
|
Имя числительное | Количество предметов и порядок их при счете | Сколько? Какой? |
|
Наречие | Признак действия | Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Каким образом? и др. |
|