Аттестуемый педагог (Ф.И.О.): Гребенникова С.В.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).
Тема урока: «Знакомство с буквой Г. Введение понятия «ударение», «ударный слог».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для ознакомления с буквой Г, г, понятиями «ударение», «ударный слог».
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву Г, г; умеют находить в словах ударные и безударные звуки, выполнять звуковой анализ слов; различать звуки и буквы, соотносить слова (названия рисунка) со слогоударной схемой слова.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осмысление прочитанного произведения; логические – построение рассуждений о значении понятий «ударение», «ударный слог»; классификация объектов (ягоды, имена).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы обучения:
словесные, практические, наглядные, проблемно — поисковый, игровой, побуждающий от проблемной ситуации диалог, учебная деятельность, организованная и управляемая учителем; моделирование, создание проблемной ситуации, аналитический, сравнительный.
Оборудование: фишки для моделирования, схема способа звукового анализа слов, слоговая таблица, компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.
Этапы работы |
Содержание этапа | |
1. | Организационный момент.
Цель для учителя: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе на уроке.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой;
Методы: словесные.
| — Ребята, сегодня к нам пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, всё ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши, фишки. — Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…). — А какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (весёлое). Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. |
2. | Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о звуках и буквах
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторение сведений о звуках и буквах.
Методы: словесные, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. | — Послушайте стихотворение и определите, о чём оно. Учитель читает стихотворение
Любимый русский алфавит Из букв и звуков состоит. АБВГДЕЖ… Дальше знаете уже. Звуки с вами говорим, Произносим и кричим, Шепчем, воем, слышим. Буквы с вами пишем, Можем их нарисовать, Напечатать и прислать. То есть звуки только слышим, Ну а буквы только пишем.
— О чём стихотворение? (о звуках и буквах)
— Чем буква отличается от звука? (отвечают по опорной таблице) — А зачем мы изучаем буквы? Эти знания пригодятся в жизни? (ответы детей)
Слайд 1 А, О, Ё, У, Ы, Э Е, Ю, И, У, Я, Ё — Посмотрите на эти 2 группы букв и выберите лишнюю в каждом ряду. Почему лишняя? (Убрать лишнюю букву). Проверка. Слайд 3. — По какому принципу разделены буквы на группы? (Гласные, которые пишутся после твёрдых согласных. Гласные, которые пишутся после мягких согласных). — Давайте подведём итог этой работы. Зачем выполняли? Где пригодятся знания тебе, Маша, Яна?
|
3. | Фиксация проблемы, формулировка темы и цели урока.
Цель для учителя: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.
Методы: наглядные, побуждающий от проблемной ситуации диалог, игровой. | Чтение слогов по слоговой таблице. Игра «Договори слово». МА…, РЕ…, ЛЫ…, МЕ…, РУ…, ГО…, ША… — Все ли слоги мы смогли прочитать? ( Нет. Мы не все буквы изучили). — Давайте откроем учебник на странице 77. — Какую учебную задачу будем сегодня решать?
— Как мы выполним эту задачу? (Выполним звуковой анализ слов, поработаем в парах, будем читать слоги, слова, предложения). — Я с вами согласна, а ещё мы будем делить слова на слоги и узнаем что такое «ударение».
ФИЗМИНУТКА. Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся вправо, влево, Приседанья сделал смело, Пощипал немного пух И с разбегу в воду плюх!
— Кто был героем физминутки? Выделите интонационно первый звук. Сейчас мы постараемся определить, какой это звук.
|
4. | Открытие новых знаний.
Цель для учителя: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: обсудить проект решения учебной задачи, запомнить зрительный образ буквы Г и научиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.
Методы: моделирование; работа в парах; учебный диалог; проблемно – поисковый; игровой; учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, взаимооценка. | 1. Звуковой анализ слова «рога». — Рассмотрите первую схему. Выполним звуко – буквенный анализ слова «рога». Что для этого надо вспомнить? — Расскажите как вы будете работать со способом звукового анализа слов. (Вспоминают алгоритм звукового анализа слов (способ вывешен в классе). 1 шаг – посчитаем сколько в слове звуков. 2 шаг – произнесём слово, интонационно выделяя первый звук. 3 шаг – дадим характеристику звуку: гласный или согласный, для согласных — твёрдый или мягкий. 4 шаг — произнесём слово, интонационно выделяя второй звук. 5 шаг – дадим характеристику звуку: гласный или согласный, для согласных — твёрдый или мягкий. 6 шаг — …). Фронтальная работа. — Выделите интонационно 1-ый звук в слове «рога». -Он гласный или согласный? Докажите. — Какой это согласный: твёрдый или мягкий? — Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Аналогично проводится работа с другими звуками). 2. Работа в парах со словом «флаги». — Вспомните правила работы в парах. (1. При разговоре смотри на собеседника. 2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам. 3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать). (учитель дает критерии взаимооценки работы в парах):
Проверка по образцу (слайд 4)
— Как на схемах показаны новые звуки? (треугольником) –Проведем небольшую исследовательскую работу: выясним об этих звуках всё, что сможем. – Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? ( Звуки произносятся твердо и мягко). — Может быть кто – то знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (выбирают из предложенных букв) Слайд 5 (на что похожа буква) Слайд 6 — В каких словах есть звук г ? Игра «Доскажи словечко» (текст на магнитофонной записи) Слайд 7 (… грач, … гусь, … горох) ФИЗМИНУТКА
|
5.
6.
7. | Применение новых знаний.
Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться читать слоги, слова и предложения с буквой Г.
Методы: рассказ, работа с учебником, игровой, наглядные, проблемное обучение.
Открытие нового знания. Цель для учителя: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: обсудить проект решения учебной задачи, научиться определять ударный слог. Методы: создание проблемной ситуации, учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, моделирование, наглядный.
Применение нового знания. Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться определять ударный слог Методы: наглядные, игровой | 1. Работа в тетради «Я учусь писать и читать». Стр.45 — Давайте внимательно рассмотрим задание в середине страницы и постараемся понять, что нужно сделать, чтобы справиться с ним. Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (в пустые квадраты вписать печатную букву Г, прочитать слова). — Перечитайте слова. Почему в слова верхней строки вписали заглавную букву Г? — Какие знания пригодились при выполнении этого задания? 2. Чтение слогов, слов, предложений по учебнику на стр.77. — На что надо ориентироваться при чтении слогов и слов? А) Дифференцированная работа в парах. 1 пара – чтение слогов. 2 пара – чтение предложений. Б) Коллективная работа. Выборочное чтение. — чтение слов, в которых первая буква Г; — чтение слов, в которых буква Г в середине слова; — чтение слов, в которых 1 слог; — чтение слов, в которых 2 (3, 4) слога. — Как вы определили количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Введение понятия «ударение». На доске напечатано слово ЗАМОК. — Прочтите это слово (разные варианты). — Как вы думаете, почему у нас получились разные слова? — Послушайте, какой слог в этом слове произносится громче, протяжно? Назовите этот слог. — Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называют ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – знак ударения. Ударение ставится в схеме над гласным звуком. (Показ на модели) — Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем называть ударным.
— А теперь потренируемся в делении слов на слоги. Игра «Помоги Алёнке собрать ягоды» Слайд 8.
Слайды 9 – 13. ( дети тренируются в делении на слоги и постановке ударения в словах «черника», «вишня», «смородина», «клубника», «ежевика»). — Как их назвать одним словом? (ягоды) — Подведём итог этого этапа. Какие знания нам помогут правильно читать слова?
|
8. | Рефлексия. Самооценка.
Цель для учителя: содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности.
Методы: диалогический
| Слайд 15. — Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? — Чему мы научились? — Кому было трудно? — Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? — Где вам пригодятся эти знания? — Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:
— Почему вы так думаете? — Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна. — Спасибо за урок. |