Аттестуемый педагог (Ф.И.О.): Гребенникова С.В.

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).

Тема урока: «Знакомство с буквой Г. Введение понятия «ударение», «ударный слог».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления с буквой Г, г, понятиями «ударение», «ударный слог».

Планируемые результаты:

Предметные: знают букву Г, г; умеют находить в словах ударные и безударные звуки, выполнять звуковой анализ слов; различать звуки и буквы, соотносить слова (названия рисунка) со слогоударной схемой слова.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осмысление прочитанного произведения; логические – построение рассуждений о значении понятий «ударение», «ударный слог»; классификация объектов (ягоды, имена).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы обучения:

словесные, практические, наглядные, проблемно — поисковый, игровой, побуждающий от проблемной ситуации диалог, учебная деятельность, организованная и управляемая учителем; моделирование, создание проблемной ситуации, аналитический, сравнительный.

Оборудование: фишки для моделирования, схема способа звукового анализа слов, слоговая таблица, компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель для учителя: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе на уроке.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные.

— Ребята, сегодня к нам пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, всё ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши, фишки.

— Что еще нам пригодится на уроке?

(аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…).

— А какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (весёлое). Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

2.

Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о звуках и буквах

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторение сведений о звуках и буквах.

Методы: словесные, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.

— Послушайте стихотворение и определите, о чём оно.

Учитель читает стихотворение

Любимый русский алфавит

Из букв и звуков состоит.

АБВГДЕЖ…

Дальше знаете уже.

Звуки с вами говорим,

Произносим и кричим,

Шепчем, воем, слышим.

Буквы с вами пишем,

Можем их нарисовать,

Напечатать и прислать.

То есть звуки только слышим,

Ну а буквы только пишем.

— О чём стихотворение? (о звуках и буквах)

— Чем буква отличается от звука? (отвечают по опорной таблице)

— А зачем мы изучаем буквы? Эти знания пригодятся в жизни? (ответы детей)

Слайд 1

А, О, Ё, У, Ы, Э

Е, Ю, И, У, Я, Ё

— Посмотрите на эти 2 группы букв и выберите лишнюю в каждом ряду. Почему лишняя? (Убрать лишнюю букву).

Проверка. Слайд 3.

— По какому принципу разделены буквы на группы? (Гласные, которые пишутся после твёрдых согласных. Гласные, которые пишутся после мягких согласных).

— Давайте подведём итог этой работы. Зачем выполняли? Где пригодятся знания тебе, Маша, Яна?

3.

Фиксация проблемы, формулировка темы и цели урока.

Цель для учителя: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Методы: наглядные, побуждающий от проблемной ситуации диалог, игровой.

Чтение слогов по слоговой таблице.

Игра «Договори слово».

МА…, РЕ…, ЛЫ…, МЕ…, РУ…, ГО…, ША…

— Все ли слоги мы смогли прочитать? ( Нет. Мы не все буквы изучили).

— Давайте откроем учебник на странице 77.

— Какую учебную задачу будем сегодня решать?

Как мы выполним эту задачу?

(Выполним звуковой анализ слов, поработаем в парах, будем читать слоги, слова, предложения).

— Я с вами согласна, а ещё мы будем делить слова на слоги и узнаем что такое «ударение».

ФИЗМИНУТКА.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся вправо, влево,

Приседанья сделал смело,

Пощипал немного пух

И с разбегу в воду плюх!

— Кто был героем физминутки? Выделите интонационно первый звук. Сейчас мы постараемся определить, какой это звук.

4.

Открытие новых знаний.

Цель для учителя: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: обсудить проект решения учебной задачи, запомнить зрительный образ буквы Г и научиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.

Методы: моделирование; работа в парах; учебный диалог; проблемно – поисковый; игровой; учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, взаимооценка.

1. Звуковой анализ слова «рога».

— Рассмотрите первую схему. Выполним звуко – буквенный анализ слова «рога». Что для этого надо вспомнить?

— Расскажите как вы будете работать со способом звукового анализа слов.

(Вспоминают алгоритм звукового анализа слов (способ вывешен в классе).

1 шаг – посчитаем сколько в слове звуков.

2 шаг – произнесём слово, интонационно выделяя первый звук.

3 шаг – дадим характеристику звуку: гласный или согласный, для согласных — твёрдый или мягкий.

4 шаг — произнесём слово, интонационно выделяя второй звук.

5 шаг – дадим характеристику звуку: гласный или согласный, для согласных — твёрдый или мягкий.

6 шаг — …).

Фронтальная работа.

— Выделите интонационно 1-ый звук в слове «рога».

-Он гласный или согласный? Докажите.

— Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

— Какую фишку возьмём для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками).

2. Работа в парах со словом «флаги».

— Вспомните правила работы в парах.

(1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать).

(учитель дает критерии взаимооценки работы в парах):

Характеризует звук без ошибок, может доказать своё мнение.

1 – 2 ошибки

более 2 ошибок

Проверка по образцу (слайд 4)

— Как на схемах показаны новые звуки? (треугольником)

–Проведем небольшую исследовательскую работу: выясним об этих звуках всё, что сможем.

– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? ( Звуки произносятся твердо и мягко).

— Может быть кто – то знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (выбирают из предложенных букв)

Слайд 5 (на что похожа буква)

Слайд 6

— В каких словах есть звук г ?

Игра «Доскажи словечко» (текст на магнитофонной записи)

Слайд 7 (… грач, … гусь, … горох)

ФИЗМИНУТКА

5.

6.

7.

Применение новых знаний.

Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться читать слоги, слова и предложения с буквой Г.

Методы: рассказ, работа с учебником, игровой, наглядные, проблемное обучение.

Открытие нового знания.

Цель для учителя: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

обсудить проект решения учебной задачи, научиться определять ударный слог.

Методы: создание проблемной ситуации, учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, моделирование, наглядный.

Применение нового знания.

Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться определять ударный слог

Методы: наглядные, игровой

1. Работа в тетради «Я учусь писать и читать». Стр.45

— Давайте внимательно рассмотрим задание в середине страницы и постараемся понять, что нужно сделать, чтобы справиться с ним. Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (в пустые квадраты вписать печатную букву Г, прочитать слова).

— Перечитайте слова. Почему в слова верхней строки вписали заглавную букву Г?

— Какие знания пригодились при выполнении этого задания?

2. Чтение слогов, слов, предложений по учебнику на стр.77.

— На что надо ориентироваться при чтении слогов и слов?

А) Дифференцированная работа в парах.

1 пара – чтение слогов.

2 пара – чтение предложений.

Б) Коллективная работа. Выборочное чтение.

чтение слов, в которых первая буква Г;

чтение слов, в которых буква Г в середине слова;

чтение слов, в которых 1 слог;

чтение слов, в которых 2 (3, 4) слога.

Как вы определили количество слогов?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Введение понятия «ударение».

На доске напечатано слово ЗАМОК.

— Прочтите это слово (разные варианты).

— Как вы думаете, почему у нас получились разные слова?

— Послушайте, какой слог в этом слове произносится громче, протяжно? Назовите этот слог.

— Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называют ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – знак ударения. Ударение ставится в схеме над гласным звуком. (Показ на модели)

— Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем называть ударным.

— А теперь потренируемся в делении слов на слоги.

Игра «Помоги Алёнке собрать ягоды»

Слайд 8.

Слайды 9 – 13.

( дети тренируются в делении на слоги и постановке ударения в словах «черника», «вишня», «смородина», «клубника», «ежевика»).

— Как их назвать одним словом? (ягоды)

— Подведём итог этого этапа. Какие знания нам помогут правильно читать слова?

8.

Рефлексия.

Самооценка.

Цель для учителя: содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности.

Методы: диалогический

Слайд 15.

— Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

— Чему мы научились?

— Кому было трудно?

— Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

— Где вам пригодятся эти знания?

— Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

— Почему вы так думаете?

— Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

— Спасибо за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here