МКОУ «Увалобитиинская СОШ»

ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)

Учитель: Темерёва Татьяна Григорьевна

2013 год

1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

2. Тип урока: Открытие нового знания.

3. Представление о результатах:

— личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

— предметные результаты: — дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся читать сказку по ролям,

анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, научатся ценить её достояние;

4.Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки по ролям, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

5. Технология: системно-деятельностный метод обучения.

6. Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг «Теремок» и «Рукавичка», электронное приложение (презентация к уроку).

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

Уточнять и конкретизировать действия учащегося.

-Урок литературного чтения.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

Контролировать свою готовность к уроку.

(слайд №1)

Готовность к учебной деятельности.

2.

Актуализация знаний. Постановка учащимися цели урока.

Формулировать познавательную цель с помощью учителя.

На доске в хаотичном порядке расположены карточки:

научились читать 

сказки Мы

Составьте из данных слов предложение.

-Как вы думаете, стоит ли нам остаться с теми знаниями, которые у вас есть, или будем идти вперёд и добиваться лучших результатов в чтении?

Мы будем учиться чему?

Дети составляют предложение: «Мы научились читать сказки».

Дети формулируют цель урока:

«Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению».

(слайд №2)

Дети сформулировали цель урока.

3.

Самоопределение к деятельности.

Включение детей в урок.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.

Речевая разминка (запись на доске и иллюстрация):

— Прочтите скороговорку медленно, а затем быстро.

Мышь в углу прогрызла норку,  Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.

— В каких сказках действующее лицо – мышка?

Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.

Ответы детей:

«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Самооценка.

  

4.

Мотивация учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

Выставка детских рисунков.

Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».

— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

— Что вы помните об авторе сказки – Е. Чарушине?

— Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки

Е. Чарушина «Теремок».

(на доске выставлены иллюстрации главных героев)

— В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске?

Ответ детей:

«Мы познакомились с авторской сказкой Е. Чарушина «Теремок». (слайд №3)

Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке».

Дети ищут и исправляют ошибки.

Самооценка.

  

5.

Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели.

Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя.

— Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы сейчас читали?

— Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку.

Название этой сказки вы прочтете по первым буквам  изображенных предметов.

— Итак, уточните тему сегодняшнего урока.

— Давайте повторим цель нашего урока, связав её с темой.

Ответы детей.

Дети работают в парах, расставляя в нужном порядке буквы у доски.

Ответ детей:
«Р У К А В И Ч К А».

Ответ детей:

«Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка».

(слайд №4)

6.

Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока.

— Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?

— Как ещё можно сберечь руки от холода?

— Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?

— Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …

— Тогда давайте прочитаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.

Ответы детей.

Ответ детей:

«Нет, не можем».

Чтение сказки вслух учителем и учащимися.

Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.

7.

Решение учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднений.

— Понравилась ли вам сказка?

— Кто обронил рукавичку?

— Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?

— Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

— Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос:

«Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».

Наводящие вопросы:

«Куда пошёл дедушка?»

«Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?»

«Можно ли догадаться?»

«Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?»

«Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»

— А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?

— Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать.

— Назовите родственное слово к слову «рукавички».

— Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».

— Что услышали?

— Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответ детей: «Нет, не можем».

Ответы детей.

(слайд №5)

Ответ детей: «Рукавицы».

Ответ детей: «Слово состоит из двух частей:

«рука» и «виться»,

то есть «виться вокруг руки».

(слайд №6)

Поставленная проблема решена.

8.

Физминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Направлять.

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.

Выполнять.

(слайд №7)

Снять усталость.

9.

Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания.

  1. Подготовка к пересказу.

Составление картинного плана:

— Как начинается сказка?

— Кто первый стал жить в рукавичке?

— Кто за кем появился в сказке?

— Кто был последним?

— Пустили звери медведя в рукавичку?

2. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану.

3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка».

— Чем они похожи?

— Чем они отличаются?

4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:

«В тесноте, да не в обиде».

«Знает сорока, где зиму зимовать».

«Согласие крепче каменных стен».

— Чему нас учат данные сказки?

(слайд №8)

Ответы детей.

Дети расставляют иллюстрации главных героев сказки в нужном порядке.

Дети пересказывают сказку.

(слайд №9)

  • Название;

  • Главные герои;

(слайд №10)

  • Содержание сказки;

  • Конец сказки.

(слайд №11)

Ответ детей:

«В тесноте, да не в обиде».

Самооценка.

  

10.

Введение знаний в систему.

Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.

— Вы знаете, в нашей библиотеке, к сожалению, не оказалось таких книжек, как сказки «Теремок» и «Рукавичка».

— Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который делает книжки?

— Я предлагаю первой группе изготовить обложку для книжки, которую назовём «Теремок», а второй группе обложку для книги под названием «Рукавичка».

Но будьте внимательны, в работе нужна точность, ошибок не должно быть.

Эти книжки, в которых вы сделали обложки своими руками, помогут ребятам (будущим первоклассникам) познакомиться с этими интересными сказками.

Дети работают в группах. (дети вклеивают в заготовку обложки героев сказки)

Самоконтроль.

(слайд №12)

Самооценка.

  

11.

Итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.

— Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?

— Как мы решили эту проблему?

Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.

Ответ детей:

«Почему сказка называется «Рукавичка»?

«Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы».

Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели.

12.

Рефлексия.

Оценка своих достижений на уроке.

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Какое задание было самым трудным?

— Какое – самым простым?

— Продолжите предложение:

  • На уроке я узнал…

  • Я запомнил…

  • Мне понравилось…

  • Похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

— А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?

— У кого весёлые смайлики?

— У кого серьёзные смайлики?

— Спасибо всем за урок.

-Урок окончен.

Ответы детей.

(слайд №13)

(слайд №14)

(слайд №15)

(слайд №16)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here