Владимирова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОАУ «СОШ №3» города Бузулука,

Оренбургской области.

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе по теме:

И.А. Бунин «Листопад»

Цель: развитие мыслительной активности при знакомстве с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».

Задачи:

познакомить с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад»;

учить выразительно читать, анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;

развивать речь, творческие способности учащихся, осознанное чтение, знания о средствах художественной выразительности, интерес к литературе;

воспитывать у детей чувство любви к родной земле, природе, русскому слову, культуру учебного труда.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Литературное чтение» авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (часть №1, класс 4), портрет И.А. Бунина, книги И.А. Бунина, осенние листочки из цветной бумаги с описанием природного явления — листопад (домашнее задание), индивидуальные памятки-карточки, репродукция картины: И. Левитана «Золотая осень» (ПК), выставка рисунков, пьеса «Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, наблюдать за звучанием поэтической русской речи,

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность.

( Слайд 2 ) У.: — Эти слова принадлежат перу И. Бунина.
Как вы думаете, что он имел в виду? Д.: -Он любил жизнь, любил свою работу — писать стихи. У.: — Верно. У нас тоже есть работа. Какая? Д.:- Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. II. Проверка домашнего задания. У.: — Образцом любви к своему народу является для нас русский поэт Н. А. Некрасов. Кто выучил стихотворения наизусть? Конкурс чтецов. III. Актуализация опорных знаний. 1. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 3) 2. Речевая разминка. (Слайд 4-5) У.: — Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад). У.:- Как образовалось слово “листопад”? -Назовите имена существительные.
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные IV. Определение темы и цели урока. У.: -Отрывок из произведения какого поэта мы читали в начале урока? ( Слайд 6)

У.: — Как вы думаете, о чем писал поэт? (о природе).

У.: — Какое красочное явление происходит осенью? (листопад)

У.: -Предположите, какая тема урока?

У.: -Проверьте своё предположение. Откройте учебник на с.152. Прочитайте название произведения и фамилию автора.

У.: -Какие поставим учебные задачи?

Учитель уточняет:

— Познакомимся с творчеством И. Бунина, стихотворением «Листопад», научимся выразительно читать новое произведение; научимся понимать стихотворные строчки; учиться вслушиваться в музыку русского слова.

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией И.А.Бунина.

Сообщения детей

У.:- Эпиграфом к произведению «Листопад» я взяла строки самого Бунина. Эпиграф — это краткое изречение, которое помещают перед произведением, чтобы помочь понять главную мысль.

(Слайд 7)

У.:- Предположите, о чём будет стихотворение?

Д.:- Об осени; о том, что жизнь хороша в любом ее проявлении.

2. Словарная работа.

У.:- Поэты для создания художественных образов используют слова и

выражения, которые вам могут быть непонятны. Давайте

поговорим о некоторых из них.

(Слайд 8)

3. Первичное восприятие текста с последующей беседой.

Вопрос перед чтением.
У.: — Нарисуйте картины природы в своем воображении .

Выразительное чтение стихотворения учителем.

У.: — Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

— Какое настроение выражено автором?

— Чем восхищается автор?

VI. Динамическая пауза

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.

VII. Продолжение работы по теме.

1.Творческая работа.

У.: — В нашем классе сегодня тоже листопад. У вас на партах листья. Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем. Чтение записей учащихся. У.: -Каждый по-своему описывает это явление. Замечательно. 2. Повторное чтение и анализ содержания. У.: — Продолжим работу над стихотворением. — Внимательно прочитайте стихотворение жужжащим чтением и отметьте непонятные слова. Приём «разведка с пометками на полях»

У.: — С чем автор сравнивает лес?
Д.: — С теремом.

У.: — А вы видели терем?

Терема строили в Древней Руси. Кто в них жил?
Д.:- Князья, бояре, цари.

У.:-Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском во второй половине 17 века для царя Алексея Михайловича был построен грандиозный деревянный дворец, богато украшенный резьбой. Вот осенний лес и напоминает поэту такой терем.

(Слайд 9,10,11)

У.: — Продолжим работу над стихотворением.

Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу,
украшавшую терема?

Д.:- Листья березы.

У.:-Какие деревья напомнили ему вышки?
Д.:- Ёлочки.

У.: — Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
Д.:- Просветы в небо между кленами.

У.:- В стихотворении присутствует обонятельный образ. Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном
тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.
Д.: — Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

У.:- — Для чего Бунин описал звуки и запахи леса?

Д.:- Чтобы легче было представить картину осеннего леса.

У.:- Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?
Д.:- Это слово подобно имени хозяйки лесного терема.

У.:- Какова Осень в представлении поэта — веселая или грустная?
Как догадались?

Д.:- Поэт называет ее вдовой, поэтому осень грустная.

У.:- Кого называют вдовой?

Д.:- Женщину, у которой умер муж.

У.:- Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об
Осени?

Д.:- Олицетворение.

У.:- Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она
грустит?

Д.:- Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое.

У.:- Почему так тихо стало в лесу?
Д.:- Улетели птицы.

У.:- Какие слова помогают представить лесную тишину?

Д.:- Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).

У.:- Что нарушает тишину?
Д.:-Листика шуршание.

У.:- Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика.
Д.:-«молчанье» — ч ;
«вышине» — ш ;
«можно» — ж ;
«тишине» — ш ;
«расслышать» — ш ;
«шуршанье» — ш .

У.: — Какой звук повторяется в этом отрывке? (Д.: с, ж, ш,ч)

У.: — Для чего? (Д.: чтобы передать шорох листьев)

У.: — Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики.

— А как будем читать — тихо или громко? (Д.: тихо)

У.:- Звуки родного языка приходят поэту на помощь, чтобы передать состояние природы. Бунин использует аллитерацию (звукопись).

(Слайд 12)

У.: -Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
«СЕГОДНЯ». Почему?

— Прочитайте предложения, в которых оно есть.

— Что хотел сказать Бунин своим читателям?

Учитель делает вывод.

— Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может смениться ненастьем. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

Для того, чтобы так замечательно описать лес осенью, поэт использовал средства художественной выразительности.

— Какие вы знаете средства художественной выразительности?

(Олицетворения, сравнения, эпитеты).

3. Работа в группах.

Найдите и подчеркните сравнения.

(«Точно терем»; «как вышки»; «просветы в небо что оконца»; «как сеть из серебра’; «точно белый лепесток»).

Найдите и подчеркните эпитеты.

Проверка

4. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

У.: — Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, и музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки, но ими можно прекрасно рисовать.

Какой композитор написал музыку к временам года?

Д.:- П.И. Чайковский.

(Слайд 13)

У.: — Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Времена года».

У.: — Что вы услышали в музыке? — Что почувствовали?
— Что представили себе, когда слушали?

Эта пьеса называется «Октябрь».

Комментирование учителя. В пьесе П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский.

5.Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

У.: — Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья
стоят в своем прощальном уборе.

  • Какие краски должен взять художник, чтобы написать на
    полотне картину «Осенний лес»?

  • (Слайд 14)

У.:- Перед вами репродукция картины известного русского художника Исаака Ильича Левитана, как она называется? Д.: «Золотая осень».

У.:- Рассмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
1. Почему картина так называются?
2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем?

Д.: Изображен лес, который стоит стеной, сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д..
3. С какими чувствами художник писал эту картину?

4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?

6.Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа в стихотворении и на картине.

— Какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)

— Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина. Найдите и прочитайте слова обозначающие цвет.

(Ребята вычитывают:
«лиловый»;
«золотой;
«багряный»;
желтый — «желтою резьбой»;
голубой — «в лазури голубой»;
синий — «в синей вышине»;
серебристый — «как есть из серебра»;
белый — «белый лепесток».)

У.: Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, — просто красивое в природе привлекает любого человека, — мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно. Вы, дети, тоже изобразили золотую осень на своих рисунках. Они получились чудесные.

Выставка детских рисунков и поделок.

7.Работа над выразительностью чтения.

У.:- Какое настроение надо передать при чтении?

Д.:- Радость, восторг, любование.

У.:- Как мы будем читать это стихотворение — быстро или
медленно? Почему?

Д.:- Медленно, не торопясь, чтобы передать любование неподвижным лесом.

У.:- Какую половину будем читать тише? Почему?

Д.:- Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании

Расстановка пауз и логических ударений.

Работа в парах. Прочитайте еще раз произведение и,
пользуясь памятками, расставьте паузы и логические ударения.

У.:- Прочитайте стихотворение вполголоса под фонограмму П. Чайковского «Времена года».

VIII. Рефлексия.

— Какое задание вызвало затруднение?

— Какое задание было самым интересным?

— Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?

-Оцените свою работу.

IX. Итог урока.

У.:- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

Д,:- Восхищение, грусть.

У.:- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод учителя: Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин (Слайд 15)

X. Домашнее задание.

Научиться выразительно, читать стихотворение, по желанию выучить наизусть.

А еще два варианта творческой работы:

— написать четверостишие о золотой осени;

— нарисовать рисунок к стихотворению.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here