Конспект урока
по чтению
в 4 классе слабослышащих, обучающихся по программе 8 вида.
Тема: «Рассказ В.Осеевой «Печенье»
Образовательные цели: — закрепить понимание содержания рассказа.
Воспитательные цели:
— подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам быть добрыми, внимательными, заботливыми;
— формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.
Коррекционно-развивающие цели:
— способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссворда, игр, драматизации;
— активизировать мыслительную деятельность;
— развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.
Оборудование: выставка книг Осеевой, презентация, пособия (солнышко, где лучи – положительные качества человека; туча, где капли – отрицательные качества человека), таблички, инвентарь для драматизации, мебель, посуда, печенье, платок, бусы, вязание.
Ход урока
-
Оргмомент
-
— Поздоровайтесь.
— Здравствуйте.
— Сегодня у нас много гостей.
Сядьте правильно.
Слушайте внимательно.
Говорите хорошо.
— Мы будем стараться.
-
Вступительная беседа
-
(За экраном):
— Какой сейчас урок?
— Сейчас урок чтения.
— Почему вы так решили.
— Потому что на партах лежат книги по чтению.
— По расписанию.
— По записи на экране.
— Спросите у меня, что будем делать?
— Н.М., что будем делать?
(За экраном):
(Дети повторяют):
— Будем слушать.
— Будем говорить.
— Будем читать.
— Будем отвечать на вопросы.
— Будем разгадывать кроссворд.
— Будем играть.
— Что ещё будем делать?
— Будем думать и рассуждать.
— С чего начнём?
— С работы над дежурным звуком.
-
Работа с дежурным звуком
-
— Какой дежурный звук?
— «Д».
— Как дудят в дудочку?
— Ду-ду-ду-…
-
Буква потерялась.
СА_ы, _аша, _енис, _евочка, ве_ро, за_ание, _ерево, _ятел.
-
Лесенка: да
дом
дача
домик
дерево
девочка
3.Пословица.
Дерево дорого плодами,
А человек делами.
— Как раз в тему нашего урока.
-
-
Проблемное начало урока – работа с кроссвордом
-
Учитель за экраном:
-
Что мы читаем? Сказку? Рассказ? Стихотворение?
-
Кто автор этого рассказа?
(На экране портрет)
— Валентина Осеева написала очень много интересных детских рассказов, которые учат детей быть добрыми, внимательными.
3. Как называется рассказ?
-
1.
Р
А
П
2.
О
С
Е
Е
В
А
С
Ч
К
Е
А
Н
З
Ь
Е
— Что мы делали?
— Мы разгадывали кроссворд.
— Понравился вам рассказ?
— Понравился.
— Очень.
— Интересный.
-
-
Работа по содержанию рассказа
-
— Вспомним содержание рассказа.
Откройте книги на стр.59.
— Я открыл(а) книгу.
-
Выборочное чтение.
— Найдите и прочитайте самые весёлые строчки в рассказе.
(Дети читают. Начинает один, учитель останавливает, продолжает другой).
— Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол.
— Все собрались пить чай.
Что случилось за чаем?
-
Ответы на вопросы.
— Какое настроение было у мальчиков?
На экране:
Отвечай так:
Опорные слова:
(Кто)
мальчики
были (какие?),
весёлые, довольные
потому что они (что сделали?)
съели
всё печенье, выпили (что?)
чай
Было очень вкусно.
— Какое настроение было у бабушки, у мамы?
На экране:
Отвечай так:
Опорные слова:
(Кому?)
Маме и бабушке
было очень (как?),
грустно, стыдно
потому что
мальчики всё печенье (что сделали?)
съели
(что сделали?)
не угостили
маму и бабушку
и (что сделали?)
не разделили
(что?) на всех
печенье
— Нравятся вам эти мальчики?
……..
— Как мы называем таких людей?
На экране:
Добрые
Внимательные
Жадные
Ласковые
Эгоисты
Заботливые
Невнимательные
— Выбирайте!
…….
На доске:
Положительные
качества
человека
Отрицательные
качества
человека
В руках у учителя пособие «тучка», из которой «капают» таблички:
жадный, невнимательный, эгоист.
— Куда определим «тучку»?
— Отрицательные качества человека
— Вы готовились обыграть рассказ. Но сначала выполните ряд заданий.
3.Выполнение заданий.
А) Помогите мне накрыть стол – разгадайте анаграммы.
На экране:
кичаш
— чашки
(Учитель ставит на стол)
релтака
— тарелка
жечлока
— ложечка
еньепеч
— печенье
— Молодцы!
Б) Кто лишний?
На экране:
Бабушка, папа, мама, мальчики
— Папа лишний.
— Верно, в рассказе о папе ничего не сказано.
На экране иллюстрация к рассказу
В) Напомните, как звали мальчиков.
На экране:
— Выберите правильный ответ.
Мальчиков звали:
Вова и Петя
Кирилл и Андрей
Вова и Миша
— Вова и Миша
— Молодцы!
Засиделись?
Встали!
Мультфизминутка.
4.Инсценировка рассказа.
— Распределим роли:
Бабушка… /повязываем платочек/
— Я (А.)
Мама … /надеваем бусы/
— Я (К.)
Вова
— Я (А.)
Миша
— Я (К.)
Учитель (за автора):
(Дети занимают место за столом)
— Мама высыпала на тарелку печенье
(высыпает)
— Бабушка весело зазвенела чашками
(расставила всем чашки)
— Вова придвинул тарелку к себе
(придвинул)
Миша (строго): — Дели по одному. Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
(Вова делит печенье на двоих)
(Бабушка разливает чай)
Учитель: За столом было тихо.
(Мальчики быстро съели печенье, запили чаем)
Миша: Сладкие! Вкусные!
Вова (с набитым ртом): Угу!
Учитель: Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она опустила голову.
(Вова ушёл)
— Спасибо, ребята! А вы также поступаете дома?
— Нет!
— Хочется верить. Вы какие?
(Учитель предлагает пособие – «Солнышко», где лучи – таблички:
добрые, внимательные, заботливые, ласковые).
Размещаем на доске там, где «Положительные качества человека»
-
-
Проверка домашнего задания — моделирование реальных ситуаций нравственно-этического характера.
-
— С каждым из вас мы подготовили маленькие сценки. Покажем?
— Покажем.
-
На экране: «Мама и сын»
/Н.М. и К./
Мама: Пришла с работы. Я так устала! А мне надо ещё идти в магазин.
Сын: Я схожу в магазин. А ты отдохни. Что купить?
Обсуждение:
— Ребята, какой сын?
— Внимательный.
— Заботливый.
— Какие это качества человека?
— Положительные.
2.На экране «Бабушка и внуки»
/Н.М., К., А./
Бабушка вяжет, уронила спицу, наклоняется, кряхтит. Рядом за столом сидят внуки.
Бабушка: Внучка, помоги мне. Внучка: Мне некогда. Я уроки делаю.
(Внук молча встаёт, подаёт бабушке спицу.)
Бабушка: Спасибо, внучек.
— Что вы скажете о внуках? Внучка какая? А внук?
………….
3.На экране: «Помощница»
/К. и А./
А.: Ты почему гулять не выходила?
К.: Я маме помогала. А ты помогаешь?
А.: Нет! Она не просит.
— Эта девочка маме не помогает, потому что она не просит. Хорошая девочка?
…..
— А эта?
…..
— Молодцы, ребята! Вы всё знаете. Всё понимаете. Что значит любить своих родных?
— Помогать.
— Заботиться.
На экране:
Добрые, ласковые, заботливые, внимательные. Фотографии детей.
-
-
Итог урока
-
— Что мы делали?
— Мы слушали.
— Мы говорили.
— Мы читали.
— Мы играли.
— Мы отвечали на вопросы.
-
Оценка работы
(Учитель оценивает работу детей)
— Вы такие молодцы, что мне захотелось вас отблагодарить сладостями. Дежурная, К., подойди ко мне, держи пакет.
Интрига: Как поступит?
Кому раздаст?
Угостит ли присутствующих?
На экране: СПАСИБО!
Самоанализ
открытого урока по чтению
в 4 б с/с классе
тема:
«Рассказ А.Осеевой «Печенье»
На занятии присутствовали учащиеся 4б класса, обучающиеся по программе VIII вида.
Образовательные цели: — закрепить понимание содержания рассказа.
Воспитательные цели:
— подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам быть добрыми, внимательными, заботливыми;
— формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.
Коррекционно-развивающие цели:
— способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссворда, игр, драматизации;
— активизировать мыслительную деятельность;
— развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.
Материал соответствует теме и целям урока, требованиям программы и возможностям учащихся.
Объём и степень сложности заданий подобран исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
План занятия предусматривает специфические для школы слабослышащих структурные компоненты:
— установка на правильное произношение;
— работа с дежурным звуком;
— упражнения на развитие слухового восприятия.
Соблюдены элементы охранительного режима, чередование разнообразных видов деятельности, мультипликационная физминутка, включающая в себя и двигательные упражнения, и зрительные упражнения для глаз. Все этапы занятия взаимосвязаны, плавно переходят один в другой.
Занятие отвечает специальным требованиям, предъявляемым к урокам чтения:
-
Эмоциональная выразительность достигалась:
— соответствующим интонационным оформлением речи учителя и учащихся;
— выразительностью лица;
— средствами эстетичного оформленной наглядности, яркие пособия;
— драматизацией с эмоциональной передачей характеров героев.
2. Непосредственная связь читаемого с жизненным опытом читателей реализовалась через личные впечатления, отношения к героям рассказа, сценок, к их поступкам.
3. Стимулирование творческой деятельности школьников достигнуто проведением самого урока, участием детей в инсценировках, участие их в разгадывании кроссворда, анаграмм, в выполнении различных заданий.
4. Разгадывание кроссворда, анаграмм, обсуждение героев сценок создавало условия для повышения речевой активности учащихся. Анализ ответов позволяет оценить уровень знаний, словарный запас, наблюдать уровень памяти.
Для всех учащихся были элементы новизны:
— презентация;
— мультфизминутка;
— понятия: положительные и отрицательные качества человека.
Анализ поступков персонажей рассказа, сценок, выражение собственного отношения к ним способствовали подведению детей к нравственно-этическим выводам. Всем хочется быть добрыми, заботливыми, внимательными.
Занятие достигло поставленных целей.
«Сотворчество» инсценирования помогло создать на занятии необычную эмоциональную атмосферу, стимулирующую интерес к чтению.
Учитель Иванова Н.М.