МКОУ Шубенская СОШ
Зональный район
Алтайский край
Урок:
Литературное чтение
4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Неверова
Ольга Ивановна
учитель начальных классов
Цель и дидактическая задача урока:
-
Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
-
Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
-
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
-
Подвести детей к мысли о том, что красота осенней природы так трогательна и богата яркими красками, что для её описания недостаточно только поэтического слова. Чтобы описание стало более полным, требуется также работа художника с его яркими красками.
-
Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение», 1 ч., 4 класс.
Условные обозначения: У – учитель, Д – дети.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Тема и цель урока.
У: Давайте определим тему сегодняшнего урока. Как это сделать?
Д: Нужно открыть «Содержание».
У: Откройте «Содержание». Прочитайте тему сегодняшнего урока и название раздела, в котором он находится.
Д: Раздел «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека», урок: Николай Заболоцкий. «Сентябрь».
У: Как вы догадались, что это тема именно сегодняшнего урока?
Д: Раз тема прошлого урока: Давид Самойлов. «Красная осень», значит следующая тема – это сегодняшний урок.
У: Тогда откройте страницу 103. Этот урок рассчитан на 1 час.
-
Скажите, какие цели вы поставите перед собой?
-
А что вам поможет?
Д:
-
Мы познакомимся с новым стихотворением.
-
Попытаемся понять его содержание, тему, главную мысль.
-
Понаблюдаем, какие художественные приёмы использовал автор стихотворения.
-
Выясним, как произведение связано с названием раздела о красоте природы и человека.
3. Работа с текстом стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь».
Учитель читает стихотворение.
Приложение 1. http://www.stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/105.htm
У: В сносках внизу страницы прочитайте слова «морок», «орешина», «зыбкий», а в толковом словаре – «полотно». Что они обозначают?
Д (читают): «Морок» (устар.) – то же, что мрак.
«Орешина» — то же, что орешник.
«Зыбкий» — здесь: имеющий неясные очертания.
Д: с.180 в Толковом словаре: «Полотно – 3. Картина (обычно на холсте). Например: известное полотно Кустодиева.»
У: Найди и прочитай строфу, посвящённую описанию непогоды. Но прежде чем читать, прочитайте Мишино мнение об описании непогоды.
Д (читают): «Хоть и непогода, а описано не скучно! – сказал Миша. – Всё можно представить! Ты разделяешь Мишино мнение?»
Д читают первую строфу стихотворения.
У: Вы согласны с Мишей? Почему описание непогоды Мише показалось нескучным?
Д: Я согласен с Мишей. Читать интересно, потому что поэт использует много художественных приёмов. Например: «большие горошины» дождя, «тополь взъерошенный» закрывается «изнанкой листа».
У: Что делает картину непогоды такой выразительной? С помощью какого приёма поэт добивается такой выразительности?
Д: Поэт пользуется приёмом олицетворения: тополь под проливным дождём напоминает взъерошенного человека, а «серебристой изнанкой листа» дерево пытается укрыться от ливня, как человек, попавший под дождь без зонта, старается прикрыть голову сумкой, пакетом, газетой.
У: Ребята, а вы замечали когда-нибудь, как серебристые тополя «меняют» цвет листьев под порывами ветра?
У: Прочитайте слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени. Какое чудо преображает картину осеннего дня? С чем поэт сравнивает слой облаков? Как подчёркивает, что он очень плотный?
Д: Границей служат слова второй строфы (читают): «…сквозь отверстие облака…// Первый луч, пробиваясь, летит».
Д: Слой облаков в этом стихотворении – «каменные плиты» с арками-отверстиями. Плотность облаков – царство тумана и морока.
Д: Чудо, вмиг преобразившее картину этого осеннего дня, — первый луч солнца, пробившийся сквозь облака.
У: Какого цвета листики на орешине? Почему поэт не употребляет слова «жёлтый», «красный», а использует слова «золотой», «гранатовый»? Какие из этих слов передают не только цвет, но и свет? С чем или с кем сравнивает поэт орешину?
Д: Обычный человек сказал бы: орешник в конце сентября жёлтый и красный. Поэт окружающий мир видит в более ярких красках: орешник для него «золотой», «гранатовый». Эти слова передают не только цвет, но и свет. «Орешина, вспыхнув», «словно девушка», «засияла» золотым, как огонь, и гранатовым.
У: Как вы думаете, а если бы не было дождя, смогли бы деревья столь ярко засиять в лучах солнца?
Д: Без дождя краски не были бы такими яркими, сияющими, сверкающими.
У (читает интригу): «Перечитайте две последние строфы, — сказала Евдокия Васильевна. – Что же должен нарисовать художник: деревце (орешину), похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце? Как вы ответите на этот вопрос?
Д: Кажется, поэт просит нарисовать девушку. Но эта девушка очень необычная. Она должна быть стройной, как деревце. У поэта её образ зыбкий: она то ли царевна, то ли орешина гранатово-золотая. Лицо девушки заплакано: ведь недавно прошёл дождь. Деревья в лесу осыпались «большими горошинами» дождя.
У (читает интригу):
«– Художник должен нарисовать такую… девушку-деревце, — сказал Костя.
– Это как же? – удивился Миша.
– Иногда художники изображают душу предмета. Я сам видел. Вот в «Музейном доме» есть «Жемчужина» Михаила Врубеля: так там внутри жемчужины живут такие же зыбкие девы, как эта девушка-орешина. Всем захотелось в «Музейный дом».
– А вы согласны с мнением Кости? Или кто-то представляет царевну другой?
Дети читают стихотворение вслух для класса, дают оценку чтения товарища.
4. «Поход в «Музейный дом». Работа с картиной Михаила Врубеля «Жемчужина».
Рисунок 1 http://www.centre.smr.ru/images/pics/pic0163/pic0163_800.jpg
У: Внимательно рассмотрите картину Михаила Врубеля «Жемчужина». Что находится в центре композиции?
Д: Жемчужина.
У: Обратите внимание, как интересно она изображена. Можно ли предположить, что она ещё растёт, вбирая в себя окружающие формы? Что изображено сверху и сбоку от жемчужины?
Д: Створки раковины. Внизу – две девы («душа» жемчужины).
У: Как можно догадаться, что эти девушки – феи жемчуга?
Д: В их волосах есть украшения из жемчуга.
У (читает интригу):
«– Одна фея окрашивает жемчужину в голубой цвет, а другая – в розовый, – сказала Таня Перова.» Почему Таня считает, что одна фея окрашивает жемчужину в голубой, а другая – в розовый цвет?
Д: Одна девушка в розовых одеяниях, а другая – в голубых. И розовый, и голубой цвета видны на жемчужине.
У (читает интригу):
«– Мне кажется, они невесомые – покачиваются себе на волнах, – сказала Маша.»
-
Тебе понравилось Машино наблюдение?
-
Возникает ли у тебя впечатление волны, которая сейчас накроет этих дев? А впечатление водной бездны в самом центре жемчужины? А разноцветной. Тающей на глазах морской пены (если смотреть на прозрачные платья дев)?
Д: На картине видно, что девушки не заперты в раковине. Чем дольше смотришь на картину, тем больше как бы втягиваешься в неё. Кажется, что и ты там находишься, с девами, которые спокойно плывут в океанских волнах. В центре картины – страшная морская пучина.
У: Можно ли сказать, что художник Врубель прибегает к приёму олицетворения?
Д: Да, ведь жемчужина – это и прелестные юные девушки, и морская бездна.
У (читает интригу):
«И самое главное: жемчужина переливается и светится! – сказал Костя». Ты тоже считаешь такое впечатление главным, или у тебя другое мнение? Прав ли Костя?
Д: На картине, если вглядеться, три цвета: белый, розовый и голубой. Эти цвета плавно перетекают один в другой. Если просмотреть картину слева направо, в движении, то кажется, что жемчужина переливается.
У: А вы видели когда-нибудь жемчужину? Красота жемчужины создана перламутром, в котором действительно переливаются эти цвета. Если вы видели жемчуг. То правда ли, что Михаилу Врубелю удалось передать сияющую красоту перламутра?
5. Подведение итогов урока.
У: Как вы считаете, картина Михаила Врубеля помогла вам лучше разобраться в стихотворении? Какие впечатления дополнила?
6. Домашнее задание: учебник 1 ч., с.103 – 105, стихотворение выучить наизусть, ответить на вопросы.
Литература:
-
Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук и другие. – Издание 3-е, испр. – М: Академкнига/Учебник, 2006. – 195 с.
-
Чуракова. Литературное чтение [Текст]: 4 кл. : Учебник. : В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 3-е изд. –М. : Академкнига/Учебник, 2009. – Ч.1: 192с., 16 с. репрод.: ил.
-
Чуракова Н.А. и др. Литературное чтение [Текст]: 4 класс: Методическое пособие/Н.А.Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник,2007. – 249 с.
Источники:
http://www.stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/105.htm — Николай Заболоцкий «Сентябрь»
http://www.centre.smr.ru/images/pics/pic0163/pic0163_800.jpg — Михаил Врубель. «Жемчужина».
Рисунок на титульном листе создан автором.