Урок литературного чтения
во 2 классе
«Зимовье зверей»
учитель: Криворотова С.Н.
Тема урока: Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Цель:
— уточнение знаний учащихся о сказке, ознакомление обучающихся с произведением устного народного творчества «Зимовье зверей».
Задачи:
— формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного.
— развивать мышление, творческое воображение;
— воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
— уметь рассуждать о прочитанном, понимать позицию автора;
— уметь излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах.
— создать условия для формирования УУД:
Предметные:
— познакомить учащихся с произведениями о животных;
— формировать читательские умения;
— сравнивать сказки, различать сказки авторские и народные.
Метапредметные:
Регулятивные:
— целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,
-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно – образным, словесно – образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
— поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
-использование общего приёма решения учебных задач .
Коммуникативные:
— оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношение.
Личностные :
— принимать образ «хорошего ученика»;
— осознавать значение учебной деятельности.
Оборудование:
— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.А. Ефросинина) – М., “Вентана-Граф”, 2013.
— рабочая тетрадь (автор-составитель Л.А. Ефросинина) – М., “Вентана-Граф”, 2013.
— словарь Ожегова,
— жетоны для самооценки.
Ход урока
-
Организационно-мотивационный этап
-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь за парты.
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
II. Актуализация знаний.
Прочитайте стихотворение.
Чтоб умным человеком стать-
Учись читать, учись читать.
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.
— Для чего нужны уроки литературного чтения в школе?
— Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
— Итак, в добрый путь!
-
Подготовительные упражнения
Дыхательная гимнастика
-
-А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.
На счет 1-2
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох носом, выдох ртом.
Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
-
— Речевая разминка.
Игра «Передай другому» (работа с скороговорками)
Какой раздел начали изучать? (сказки)
3. Поиграем в игру «Отгадай загадку».
Каждый из вас оценит свою работу.
Отгадывание загадок:
От кого я убегаю?
Ты не знаешь? Я — не знаю!
У него большие лапы,
По деревьям может лазать!
Я подумала немножко…
Если мышка я, она -…
(кошка)
Кто там хрюкает в сарае?
Это я сейчас узнаю!
Хрю — хрю — хрю, да хрю — хрю — хрю,
Баю — баюшки — баю…
Так поёт она для деток.
Погляжу, конечно! Где ты?
Да ведь это?! — Знаю я —
Это мамочка -…
(свинья)
Охраняет верно дом,
Не живёт он только в нём.
А живёт он в конуре,
Возле дома, во дворе.
«Кто же Он?» — такой вопрос!
Да, конечно, это -…!
(собака)
Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
(Волк)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Он в мундире ярком, шпоры для красы.
Днем он – забияка, поутру – часы.
(петух)
Оцените свою работу.
я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось.
4. Беседа:
— О ком мы отгадывали загадки?
— На какие 2 группы можно разделить этих животных?
— Чем они отличаются?
— Ребята, а в каких произведениях вам встречались перечисленные животные?
(ответы детей)
5. Сообщение темы и цели урока.
— О ком мы будем сегодня читать? (о животных)
-Сегодня на уроке нам предстоит поработать ещё над одним жанром.
— Как называется этот жанр вы узнаете из учебника.
-О каком жанре пойдет речь? (сказка)
-Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое сказка, её цель, для чего она нужна в жизни, отличия от других жанров)
Молодцы!
— Сегодня мы познакомимся с произведением «Зимовье зверей».
— Что такое «зимовье»? (мнения детей)
— Если мы не можем ответить на этот вопрос, к чему можем обратиться?
(к словарю)
— Найдите в словаре Ожегова объяснение слова «зимовье».
Зимовье – место, где зимуют люди (здесь животные).
Оцените свою работу.
я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось.
Чтение сказки «Зимовье зверей» хорошо читающими учениками.
Работа над содержанием сказки.
Моделирование обложки. (выполняют задание в рабочей тетради.)
— Какое произведение прочитали?
— К какому жанру относится произведение?
— Определите тему сказки.
— Посмотрите на экран, какая из предложенных моделей соответствует прочитанной сказке? Обоснуйте свой выбор.
— Понравилась ли вам сказка?
— Вы волновались? Когда? Почему?
ФИЗМИНУТКА.
Работа с устаревшими словами.
— Какие непонятные слова или выражения встретились в тексте?
— Объясните или посмотрите в словаре значение слов: армяк, кафтан, избу рубить, осаживать, подполье, ухват.
Оцените свою работу.
я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось.
Выборочное чтение сказки.
— Перечислите героев сказки.
— Почему домашние животные оказались в лесу?
-Зачем их старик хотел зарезать?
— Какие чувства вы переживали в начале сказки?
-Как жилось зверятам в лесу?
-А что случилось дальше?
— Кто первый захотел строить избушку?
-Что можете сказать о быке, какой он герой?
— А остальные звери?
-Как попали они к быку в дом?
-Осуждаете ли вы их?
-Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент?
— А когда они ими стали?
— Подумайте, кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? Подтвердите словами текста.
— А что вы скажите о медведе и волке?
— Почему для них все закончилось плохо?
— Какой можно сделать вывод, чему учит сказка нас?
Итак, для чего народ придумал сказку, ваше мнение?
Оцените свою работу.
я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось.
Сравнение сказки «Зимовье зверей» и «Плутишка кот» К.Ушинского.
— Ребята, с каким прочитанным произведением схожа сказка «Зимовье зверей»?
— Чем? (жанр, тема)
— В чём различие? (народная и авторская).
Работа в группах.
1 группа
— Какая из пословиц подходит к нашей сказке? Обоснуйте свой выбор.
Старый друг лучше новых двух.
Без друга на сердце вьюга.
Без беды друга не узнаешь.
Дружбу помни, а зло забывай!
Не мил и свет, когда друга нет.
Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
Легко друзей найти, но трудно сохранить.
2 группа
Приготовит отрывок на выразительное чтение.
3 группа
Работа с иллюстрациями.
— Найдите в тексте слова, которые соответствуют иллюстрациям.
— Выстроите иллюстрации в правильной последовательности.
— Какая иллюстрация лишняя, почему? (третья)
Оцените свою работу в группе.
я внес большой вклад в работу группы;
я внес вклад в работу группы;
у меня не получилось сотрудничество.
Рефлексия.
— Над каким жанром мы работали на уроке?
— Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. (Дети задают вопрос выбранному однокласснику).
Итог
-Скоро прозвенит звонок
Подведем скорей итог.
— Над чем нам помогла задуматься эта сказка?
Домашнее задание.
Пересказать сказку от первого лица.