МКОУ СОШ № 4 с. Золотарёвка
Ипатовского района Ставропольского края
Тема урока: Анна Андреевна Ахматова (Горенко) – «голос своего поколения».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок — эвристический семинар.
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств ИКТ в предметном обучении.
Оборудование:
1.Мультимедийный проектор, ПК, экран, программное обеспечение «MS Power Point» на базе “MS Windows XP”; непосредственно презентация.
2.Раздаточный дидактический материал – карточки-задания для работы в группах.
ЦЕЛИ УРОКА.
Образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэзией гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
Развивающие: развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данными произведениями.
Воспитательные: воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент. Активизация знаний учащихся.
Слайд № 1(автор цифрового образовательного ресурса)
-Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили её стихи. Вы обратили внимание на то, что начало её творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.
— Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.
Ответ: Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.
— Верно.
II. Анна Андреевна Ахматова (Горенко) – «голос своего поколения».
Откройте тетради и запишите тему урока.
Слайд № 2 (фото, портреты Ахматовой)
Учащиеся записывают тему в тетради.
Слайды № 3, 4
История семьи Горенко. Псевдоним.
Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. «Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»». В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
Слайды № 5,6,7,8,9(На фоне «Летний сад» фото Царского Села и Санкт-Петербурга)
Начало творчества, первый поэтический сборник.
Слайды № 10,11,12 (На фоне песни «Как велит простая учтивость…»)
Гумилёв, акмеизм. Поэтическая перекличка Гумилёв-Ахматова.
25 апреля 1910 г. «за Днепром в деревенской церкви» она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им в Париже журнале «Сириус». На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока.
Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на «башне» Вяч. Иванова. По свидетельству современников, «Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал». Заключение «мэтра» было равнодушно-ироничным: «Какой густой романтизм…» В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в «Аполлоне». С момента основания «Цеха поэтов» стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой «Вечер» с предисловием М. А. Кузмина. «Милый, радостный и горестный мир» открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, «конкретные осколки нашей жизни», рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную «истонченность». психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь «милые мелочи», сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному — черта, которую С. М. Городецкий определил как «акмеистический пессимизм», тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе.
Печаль, которой дышали стихи «Вечера», казалась печалью «мудрого и уже утомленного сердца» и была пронизана «смертельным ядом иронии», по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал «знаменем» для «искателей новых путей», имея в виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знаком ство со стихами поэта, открывшего ей «новую гармонию». Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением «Учитель» (1945) и собственным признанием: «Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью».
«Четки» (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический «сюжет» «Вечера». Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то «лирический дневник», то «романлирику». По сравнению с первым сборником в «Четках» усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам «неживых вещей», но и принять на себя «тревогу мира». Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво. «Ее призвание — в рассечении пластов», — подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве.
После «Четок» к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только «влюбленным гимназисткам», как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, — М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.
В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени («Июль 1914», «Молитва» и др.). Сборник «Белая стая», вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».
После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». В стихотворениях этих лет (сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы «великой земной любви» окрашиваются настроениями мистического ожидания «жениха», а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в «вечный» план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи».
С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник «Из шести книг», а два следующих — в 1960-е годы («Стихотворения», 1961; «Бег времени», 1965).
История любви Н.Гумилёва и А.Ахматовой нашла отражение в стихах. Учащиеся (юноша и девушка) читают наизусть стихи.
-
«Тебе покорной! Ты сошёл с ума!»
-
«Вот я один в вечерний тихий час…».
III. Сообщение учащихся.
-
Вольдемар Шилейко (слайд 13)
-
Николай Николаевич Пунин (слайд 14)
IV. Дружба с О.Мандельштамом. (слайд 15 песня на стихи Ахматовой «Я вздрагиваю от холода…»)
В самом деле, ни единого удара не отклонили от себя. Они не отрекались от друзей. Поддерживали тех, кто подвергался репрессиям.
Гибель Гумилёва, арест сына, поэма «Реквием». Многолетнее молчание, пушкиниана.
Слайд 16. Дело Н.Гумилёва.
Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев.
Именно в эти годы Ахматова начинает писать поэму «Реквием». Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Основные мотивы поэмы — память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.
Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни поэму «Реквием»(1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в Записках об Анне Ахматовой вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: «Реквием» наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: «Вместо предисловия» датировано 1957 годом, эпиграф «Нет, и не под чуждым небосводом…» в 1961-м, «Посвящение» в 1940-м, «Вступление» в 1935-м. Известно также, что вариант «Эпилога» был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти в поэме лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать «Реквием» как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово «Реквием» переводится как заупокойная месса, как богослужение по умершему. Одновременно это в «Р.» обозначение траурного музыкального произведения.
Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: «Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был». Здесь дважды повторяется слово чуждый, дважды — слово народ. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.
Название – «Реквием» — настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.
Слайд № 17
Учащиеся читают отрывок «Семнадцать месяцев кричу…».
Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе.
Слайды18,19 (читает стихотворение А. А. Ахматова),20
Великая Отечественная война, «Мужество», блокадный Ленинград.
В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.
Как решается образ родины в стихотворении «Мужество»?
Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» — это голос всего народа, объединенного Словом.
Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика — важная деталь, подробность ее судьбы.
1946 год, новые испытания.
Слайды 21.
В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А.Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.
Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них — И.Бродский — стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобождён сын. А.Ахматова снова начинает печататься.
Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.
Слайды 22
5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.
Но, видимо, даже мёртвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме «Реквием» устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: «И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…»
В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.
Слайд 23 (Песня «Не стращай меня грозной судьбой»)
На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи.
Слайд 24(Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…)
Памятник во дворе Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме .
V. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.
Выполнение тестов и ответы на вопросы олимпиады (письменно в тетради).
VI. Подведение итогов урока.
Оценка работы учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание.
Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.
ТЕСТ
к открытому уроку по творчеству А. А. Ахматовой
Задание 1
К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:
-
Акмеизму.
-
Символизму.
-
Имажинизму.
-
Футуризму.
Задание 2
Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:
-
Анна Суворова.
-
Анна Горенко.
-
Анна Гумилева.
-
Другое имя.
Задание 3
Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:
-
Да.
-
Нет.
Задание 4
В чем видит А.А.Ахматова предназначение поэта:
-
Сохранить трагическую национальную память.
-
Быть голосом совести своего народа, его веры, его правды.
-
Петь о любви.
-
Быть глашатаем, главарем своего времени.
Задание 5
Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):
-
«Четки».
-
«Вечер».
-
«Лебединый стан».
-
«Белая стая».
Задание 6
Лирическая героиня А. Ахматовой:
-
Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.
-
Боец-революционер.
-
Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
Задание 7
В стихотворении «Мне голос был» (1917) А. Ахматова выступила:
-
Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.
-
Как поэт, понявший и принявший революцию.
Задание 8
В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне». Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:
-
Гражданские мотивы.
-
Библейские мотивы.
-
Мотив Родины.
Задание 9
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России:
-
В 1937 году.
-
В 1952 году.
-
В 1988 году.
Вопросы олимпиады.
1. Кто из поэтов так описал процесс творчества?
1) Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Сужается какой-то тайный круг,
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
5 ноября 1936
2) Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы — Один ответ:
— Откуда мне сие»?
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
14 августа 1918
2. Определите характер рифмовки в стихотворениях А. Ахматовой.
1) Сжала руки под темной вуалью.
— Отчего ты сегодня бледна?
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
2) Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
— Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли..
3) … Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк…
3. Кто из поэтов так говорил о себе?
1) Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
2) Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь.
3)О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
4. О чем повествует А.Ахматова в этих стихах:
И женщина какая-то моё
Единственное место заняла,
Моё законнейшее имя носит,
Оставивши мне кличку, из которой
Я сделала, пожалуй, все, что можно?
5. Что произошло за Днепром в деревянной церкви 25 апреля 1910 года?
6. С кем из поэтов, с которым дружила потом всю жизнь, познакомилась молодая поэтесса на башне Вячеслава Иванова?
7. Секретарём какой литературной группы была Ахматова?
8. К ранней лирике Ахматовой вполне сгодилась бы в эпиграф строчка великого русского поэта: «О как убийственно мы любим!» Чья эта строчка?
9. Мы говорили уже о том, что поначалу Ахматова меняла литературные маски. А какие маски она отвергала с самого начала?
10. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта полумонахиней — полублудницей и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?
11. Знаете ли вы, о ком говорит Ахматова в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…»? Чей это был голос и куда он звал героиню поэта?
12. Какой месяц для себя Ахматова ощущала трагическим?
13. Кого оплакивает Ахматова: «Умолк вчера неповторимый голос,// И нас покинул собеседник рощ»?
14. Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?
15. Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?