Мозжегорова Стелла Александровна

МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой

Учитель начальных классов

Конспект урока по развитию речи в 3 классе.

Тема: «Журавли».

Цель: обучение детей составлять текст из абзацев.

Задачи:

* образовательные: Обучение составления текста из абзацев, обогащение лексики синонимами к словам стая, корм, мороз и родственными словами к слову журавль. Закрепление употребления творительного падежа мн.ч. сущ. С предлогом «С».

* воспитательные: умение переносить опыт. Воспринимать знания в новых условиях, развитие импрессивной и экспрессивной речи, развитие зрительного внимания и совершенствовать наблюдательности.

* коррекционно-развивающие: воспитывать устойчивость внимания, приучать следить за своей речью, воспитывать самостоятельность в принятии решений.

Оборудование: мультимедиа, индивидуальные карточки, зеркала, салфетки, карандаши, изображения птиц.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент

-Проверим готовность к уроку. На партах у вас лежат заркало, салфетка, тетрадь, ручка.

— Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.

* Синица, лебедь, грач. Назовите одним словом.

* У человека дом, а у птицы?

* У зверей шерсть, а у птиц?

* Дом из кирпича, а гнездо?

*У человека нос, а у птицы?

*У человека руки, а у птицы?

* Корова мычит, а воробей?

*У зверей детеныши, а у птиц?

У человека ногти, а у птиц?

Проверяют наличие принадлежностей.

Птицы.

Гнездо.

Перья.

Из прутиков.

Клюв.

Крылья.

Чирикает.

Птенцы.

Когти.

2. Определение цели урока.

— Методом исключения нужно убрать лишние карточки. В результате работы должны остаться только две.

-Выполните задания по вариантам.

1 вариант – из ряда знаков выбрать только буквы и из них составить слово – название птицы, которая не будет героем нашего урока.

4 л F б е @ 6 е ь 7 д

2 вариант – Прочитать загадку и отгадать ее:

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

— Цель нашего урока – составить рассказ о журавлях из отдельных абзацев.

Курица – домашняя птица.

Страус – не летает.

Воробей – зимует в наших краях.

Скворец – не водоплавающая птица.

Лебедь.

Журавль.

На доске карточки с изображением птиц: лебедь, курица, страус, скворец, воробей, журавль.

Запись на доске.

Запись на доске.

3. Артикуляционная гимнастика.

— Приготовьте зеркала.

«Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Маятник», «Грибок», «Гармошка».

— Выполним дыхательные упражнения. Обратите внимание на то, что мы дышим животом, а не плечами. Выполняем глубокий вдох, считаем до 5 и на резком выдохе произносим «ХА».

— Упражнения на развитие мелкой моторики.

Взять ручку или карандаш и, поочередно меняя пальцы, передавать в левую руку и обратно.

1 учащийся – показ у доски.

Выполняют упражнения по счет до 5.

Выполняют упражнение.

Выполняют упражнение.

4. Работа в тетрадях.

— Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

— Устно подберите однокоренные слова к слову «журавли».

— Запишите эти слова в тетрадь.

Запись: 2 октября.

Журавли.

Журавлик, журавушка, журавлята, журавлиная, журавлиха, журавленок.

Записывают, комментируют написание.

5. Работа по теме урока.

— Что вы знаете о журавлях?

Сегодня вы узнаете еще много нового и интересного. Рассказ учителя о журавлях.

— Что такое синонимы?

— Подберите синоним к слову «Корм».

Запишите эти слова в тетрадь.

— Дайте характеристику журавлю. Какой он?

— У журавля длинная шея, значит он…

— У журавля длинные ноги, значит он..

— У журавля острый клюв, значит он…

— У журавля длинный клюв, значит он..

— А еще он какой?

— Журавль – перелетная птица. Почему?

— Почему журавли улетают в теплые страны?

-Что является кормом для журавля?

— Теперь я вас познакомлю с видами журавлей.

В России живет 7 видов журавлей: канадский, серый, белый, японский, обыкновенная красавка, даурский, черный.

Рассказ учителя о каждом из видов.

Варианты ответов.

Слова близкие по смыслу.

Еда, пища, питание, продовольствие.

Длинношеей.

Длинноногий.

Остроклювый.

Длинноклювый.

Стройный, танцующий.

Нет еды.

Мультимедиа.

Мультимедиа.

Презентация.

6. Работа с предложением.

— Посмотрите на доску. Составьте предложение.

Летят _____ на юг со своими ______.

Учитель подставляет вместо пробела картинки – изображения птиц: гуси, утки, грачи, журавли.

Составляют предложения.

Карточки – изображения птиц.

7. Работа с текстом.

— Возьмите карточки. Сколько абзацев?

— Расположите абзацы в нужном порядке так, чтобы получился связный текст.

— Прочитайте, что у вас получилось.

— У кого не так?

— Почему выбрали именно этот абзац?

— Прочитайте 2(3) абзац.

— Почему автор говорит «чутко спали»? Что это значит?

3

Выполняют задание на карточках.

Читают 1 абзац.

Индивидуальные карточки с текстом.

8. Подведение итогов урока.

— Какова была цель нашего урока?

— Достигли ли мы цели?

— Молодцы.

— Что вы нового узнали о журавлях?

9. Домашнее задание.

— Посмотрите на доску. Кого вы там видите?

— Это не простой журавль – у него вместо маховых перьев ваше домашнее задание.

— Сейчас каждый из вас возьмет себе по одному перышку и дома выполнит то задание, которое ему досталось.

— С урока уйдет только тот, кто правильно скажет название любой из птиц.

Журавля.

Фигурка журавля на доске.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here