Мозжегорова Стелла Александровна
МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой
Учитель начальных классов
Конспект урока по развитию речи в 3 классе.
Тема: «Журавли».
Цель: обучение детей составлять текст из абзацев.
Задачи:
* образовательные: Обучение составления текста из абзацев, обогащение лексики синонимами к словам стая, корм, мороз и родственными словами к слову журавль. Закрепление употребления творительного падежа мн.ч. сущ. С предлогом «С».
* воспитательные: умение переносить опыт. Воспринимать знания в новых условиях, развитие импрессивной и экспрессивной речи, развитие зрительного внимания и совершенствовать наблюдательности.
* коррекционно-развивающие: воспитывать устойчивость внимания, приучать следить за своей речью, воспитывать самостоятельность в принятии решений.
Оборудование: мультимедиа, индивидуальные карточки, зеркала, салфетки, карандаши, изображения птиц.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
1. Организационный момент | -Проверим готовность к уроку. На партах у вас лежат заркало, салфетка, тетрадь, ручка. — Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос. * Синица, лебедь, грач. Назовите одним словом. * У человека дом, а у птицы? * У зверей шерсть, а у птиц? * Дом из кирпича, а гнездо? *У человека нос, а у птицы? *У человека руки, а у птицы? * Корова мычит, а воробей? *У зверей детеныши, а у птиц? У человека ногти, а у птиц? | Проверяют наличие принадлежностей.
Птицы.
Гнездо. Перья. Из прутиков. Клюв. Крылья. Чирикает. Птенцы. Когти. |
|
2. Определение цели урока. | — Методом исключения нужно убрать лишние карточки. В результате работы должны остаться только две.
-Выполните задания по вариантам. 1 вариант – из ряда знаков выбрать только буквы и из них составить слово – название птицы, которая не будет героем нашего урока. 4 л F б е @ 6 е ь 7 д 2 вариант – Прочитать загадку и отгадать ее: Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. — Цель нашего урока – составить рассказ о журавлях из отдельных абзацев. | Курица – домашняя птица. Страус – не летает. Воробей – зимует в наших краях. Скворец – не водоплавающая птица.
Лебедь.
Журавль. | На доске карточки с изображением птиц: лебедь, курица, страус, скворец, воробей, журавль.
Запись на доске.
Запись на доске. |
3. Артикуляционная гимнастика. | — Приготовьте зеркала. «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Маятник», «Грибок», «Гармошка». — Выполним дыхательные упражнения. Обратите внимание на то, что мы дышим животом, а не плечами. Выполняем глубокий вдох, считаем до 5 и на резком выдохе произносим «ХА». — Упражнения на развитие мелкой моторики. Взять ручку или карандаш и, поочередно меняя пальцы, передавать в левую руку и обратно. | 1 учащийся – показ у доски. Выполняют упражнения по счет до 5.
Выполняют упражнение.
Выполняют упражнение. |
|
4. Работа в тетрадях. | — Откройте тетради, запишите дату и тему урока. — Устно подберите однокоренные слова к слову «журавли».
— Запишите эти слова в тетрадь.
| Запись: 2 октября. Журавли. Журавлик, журавушка, журавлята, журавлиная, журавлиха, журавленок. Записывают, комментируют написание. |
|
5. Работа по теме урока. | — Что вы знаете о журавлях? Сегодня вы узнаете еще много нового и интересного. Рассказ учителя о журавлях. — Что такое синонимы? — Подберите синоним к слову «Корм». Запишите эти слова в тетрадь. — Дайте характеристику журавлю. Какой он? — У журавля длинная шея, значит он… — У журавля длинные ноги, значит он.. — У журавля острый клюв, значит он… — У журавля длинный клюв, значит он.. — А еще он какой? — Журавль – перелетная птица. Почему? — Почему журавли улетают в теплые страны? -Что является кормом для журавля? — Теперь я вас познакомлю с видами журавлей. В России живет 7 видов журавлей: канадский, серый, белый, японский, обыкновенная красавка, даурский, черный. Рассказ учителя о каждом из видов.
| Варианты ответов.
Слова близкие по смыслу. Еда, пища, питание, продовольствие.
Длинношеей. Длинноногий. Остроклювый. Длинноклювый.
Стройный, танцующий.
Нет еды.
|
Мультимедиа.
Мультимедиа.
Презентация. |
6. Работа с предложением. | — Посмотрите на доску. Составьте предложение. Летят _____ на юг со своими ______. Учитель подставляет вместо пробела картинки – изображения птиц: гуси, утки, грачи, журавли. |
Составляют предложения. | Карточки – изображения птиц. |
7. Работа с текстом. | — Возьмите карточки. Сколько абзацев? — Расположите абзацы в нужном порядке так, чтобы получился связный текст. — Прочитайте, что у вас получилось. — У кого не так? — Почему выбрали именно этот абзац? — Прочитайте 2(3) абзац. — Почему автор говорит «чутко спали»? Что это значит? |
3
Выполняют задание на карточках. Читают 1 абзац. | Индивидуальные карточки с текстом. |
8. Подведение итогов урока. | — Какова была цель нашего урока? — Достигли ли мы цели? — Молодцы. — Что вы нового узнали о журавлях? |
|
|
9. Домашнее задание. | — Посмотрите на доску. Кого вы там видите? — Это не простой журавль – у него вместо маховых перьев ваше домашнее задание. — Сейчас каждый из вас возьмет себе по одному перышку и дома выполнит то задание, которое ему досталось. — С урока уйдет только тот, кто правильно скажет название любой из птиц. | Журавля. | Фигурка журавля на доске. |