Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе.
Цель занятия: расширение словарного запаса, обогащение речи новыми лексическими фразами и оборотами, учить работать с различными источниками информации, развивать внимательное отношение к литературному слову.
Задачи урока:
личностные: способствовать формированию интереса к литературным сказкам А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения,применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность;
анализировать эмоциональные состояния, полученные отуспешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
познавательные:развивать навык осмысленного чтения;воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, Интернет; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.
коммуникативные: помочьосознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты:
личностные: интерес к изучению языка, интерес к литературному творчеству писателя; закрепление навыка работы в группах-учебного сотрудничества.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
предметные: формирование навыка осознанного чтения, создание связных устных высказываний на заданную тему, умение работать с разными источниками информации, использовать к качестве обучения ИКТ.
Оборудование:
Тексты сказок А.С.Пушкина,
толковый словарь,
компьютер, проектор
интерактивная доска, презентация к уроку
компьютер для учеников
Вступление.
Деятельность учащихся | |
— Ребята, мы с вами прочитали все сказки Пушкина. Говорили о событиях, героях, их поступках. А сегодня мы посмотрим на сказки Пушкина немного по-другому:
Эта работа поможет нам лучше понять тексты сказок и возможно даже по-другому взглянуть на какие-то события.
Нужно разделиться на команды по 5 человек. Команда должна работать слаженно и помогать друг другу. Вам нужно будет выполнить задания героев из всех 5 известных нам сказок. Можно пользоваться всем, что у вас есть: словарями, интернетом. В качестве баллов команда получит от героев сказки предметы, которые потом можно обменять на сладости.
| Ребята, разделены на команды по 5-6 человек и рассажены группами за отдельные столы.
Ученики слушают тему литературной игры, знакомятся с правилами викторины. Вспоминают правила работы в группах.
|
-
Конкурс«Невод с рыбками» Внимательный чтец Старик— 10 мин. Разминка.
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
— Чем старик ловил рыбу? В неводе много рыбы.
— Чтобы получить рыбку, нужно ответить на вопрос из сказки. Посмотрим, как хорошо вы помните содержание сказок.
Дети по 1 от команды выходят к доске, выбирают рыбку и отвечают на вопрос, написанный на ней. При правильном ответе, рыбка забирается в команду.
-
К какому сроку царь Салтан попросил жену родить богатыря? (к исходу сентября)
-
Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона? (33 )
-
Какую песенку пела белочка? («Во саду ли, в огороде»)
-
Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону? (Буяна)
-
Где поп впервые повстречал Балду? (на базаре)
-
Кто подарил золотого петушка Дадону? (мудрец, звездочёт)
-
На чём спал Балда? (на соломе)
-
Какого роста родился сын у Салтана? (аршин)
-
В кого первый раз превратился Гвидон? (в комара)
-
Назовите профессию Балды связанную с лошадьми.(конюх)
-
Кто главный у витязей. (Черномор)
-
Меньшой брат Балды. (заяц)
-
Как звали собаку семи богатырей? (Соколко)
-
Из чего был дом у белки? (из хрусталя)
-
Что пряла старуха? (пряжу)
-
Куда клюнул петушок Дадона? (в темя)
-
Из чего были скорлупки на орешках у белочки? (из золота)
-
Чем убил Дадон мудреца? (жезлом)
-
Под каким деревом оставила чернавка царевну? (под сосной)
-
Из какого дерева сделал себе лук сын царя Салтана, выйдя из бочки? (дуб)
-
Кем приходились морские витязи царевне Лебедь? (братья)
-
Сколько времени прошло со дня смерти царицы до того, как царь взял в жёны другую? (год)
-
От чего умерли обе жены у царя из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? (от восхищенья, от тоски)
-
Когда родилась молодая царевна? (в сочельник)
-
Эта профессия встречается в двух сказках (повар, повариха)
-
Как попёнок звал Балду? (тятей)
-
Чем Балда грозил чертям? (верёвкой)
-
Что постоянно посылал с корабельщиками князь Гвидон царю Салтану? (поклон)
-
Кого, по мнению королевича Елисея, боится ветер? (Бога одного)
-
В какую сторону обратился петушок во время вражеского набега на царство Дадона? (на восток)
-
КонкурсЗадание от белочки «Расколи орешек» Устаревшие слова.- 15 мин.
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
— Узнай, из какой сказки строки и объясни выделенное слово. Можно пользоваться словарём, интернетом.
Команда получает корзиночку с орешками, в которых спрятан отрывок из сказки с выделенным словом для толкования. Дети в команде берут по 1 орешку и объясняют друг другу значение выделенного слова. При затруднении пользуются словарём, интернетом. Через 5 минут команды отчитываются о проделанной работе.
«Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшого брата» | |
«А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой…» | «Послушай: платить обещались черти Мне оброк по самой моей смерти…» |
«Перед ней усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает…» | «Есть же мне давай варёную полбу» |
«В колымагах золотых Пышный двор встречает их…» | «… Видишь ты палку эту? Выбери себе любую мету. Кто далее полку бросит, Тот пускай и оброк уносит…» |
«Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил простофиля, избу!» | «Жил-был поп, Толоконный лоб». |
«Служат ей бояре, да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным…» | «Поп говорит Балде: «Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моём подворье…» |
«Его за руку взяла И в шатёр свой уела. Там за стол его сажала, Всяким яством угощала…» | |
«Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате…» | «Перед ним его два сына Без шеломов и без лат Лба мёртвые лежат…» |
«Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом…» | «Должен был он содержать Многочисленную рать…» |
«Все теперь идут в палаты, У ворот блистают латы…» | «Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон…» |
«В чешуе, как жар горя, Идут витязи четами…» | «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон…» |
«И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами…» | «…Царь отправился домой. Перед ним молва бежала. Быль и небыль разглашала…» |
«На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим Перемолвилася с ним…» |
«Видит: нищая черница Ходит по двору с клюкой…» |
«… Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить…» |
«… Кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой» |
«На полати взобралась И тихонько улеглась…» |
-
Конкурс Эпитеты«Звёздные слова» Задание от Звездочёта. 5 мин.
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
— Вставить пропавшие слова в строки. Эпитеты написаны на отдельных листочках и перепутаны. За задание, выполненное без ошибок, от звездочёта команда получает 5 звёзд.
— Какова роль эпитетов в тексте?
Дети вставляют в отрывки пропущенные слова и зачитывают восстановленный отрывок. При правильном выполнении задания получают 5 звёзд. В случае ошибок количество звёзд уменьшается.
«Вот идёт он к ______________ морю,
Видит, на море _____________ буря:
Так и вздулись _____________ волны,
Так ходят, так воем и воют.
Стал он кликать _____________ рыбку…»
(синему, чёрная, сердитые, золотую)
«В _____________ , _____________ душегрейке,
_______________ на маковке кичка,
Жемчугиогрузили шею,
На руках ______________ перстни,
На ногах ______________ сапожки,
На руках ______________ перстни,
Перед нею _____________ слуги»
(дорогой, собольей, парчовая, золотые, красные, усердные)
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
___________ , ___________ , __________ ,
И умом и всем взяла;
Но зато ____________ , ____________ ,
______________ и _______________ ».
(высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива)
«Вот зато тебе, лови!
И к царевне _____________ ,
_______________ , ______________ ,
Прямо яблочко летит…»
(наливное, золотое, молодое)
« Экого послали супостата!
Подожди-ка моего _____________ брата».
Пошёл Балда в ____________ лесок,
Поймал двух зайцев, да в мешок».
(меньшого, ближний)
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит
Войско в горы царь приводит
И промеж ____________ гор
Видит _____________ шатёр.
Всё в безмолвии ____________
Вкруг шатра; в ущелье __________
Рать _____________ лежит»
(высоких, шёлковый, чудесном, тесном, побитая)
« … — «Постой,-
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой ___________
Есть ______________ гора,
В ней _____________ нора;
В той норе, во тьме ____________ ,
Гроб качается _______________
На цепях между столбов».
(буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный)
«Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в ______________ поле;
Море _____________ кругом,
Дуб ___________ над холмом.
Сын подумал: ____________ ужин
Был бы нам однако нужен.
Ломит он у дуба сук
И в _____________ сгибает лук…»
(широком, синее, зелёный, добрый, тугой)
«Месяц-месяц, мой дружок,
_________________ рожок!
Ты встаёшь во тьме ______________,
_________________ , ________________ ,
И обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя»
(позолоченный, круглолицый,
светлоокий)
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
____________ , ____________ ,
Нраву ____________ такого.
(белолица, черноброва, кроткого)
-
КонкурсЗеркальце. «Узнай героя». Глаголы.Царица. 5 мин.
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
— Нужно узнать героя по его действиям.
— Можно ли по делам, действиям героев охарактеризовать героя?
Дети получают зеркальце, на котором написаны действия героя, читают и узнают героя.
При правильном ответе зеркальце остаётся в команде.
-
Запряжёт, вспашет, затопит, заготовит, закупит, испечёт, облупит. (Балда)
-
Подлез, понатужился, понапружился, приподнял, шагнул, упал, протянул. (бесёнок)
-
Взглянула, вздохнула, не снесла, умерла (царица)
-
Хохотать, пожимать, подмигивать, прищёлкивать, вертеться (царица)
-
Не убила, не связала, отпустила, сказала (Чернавка)
-
Обошла, убрала, засветила, затопила, взодралась, улеглась (царевна)
-
Спознали, принимали, усадили, подносили, наливали, подавали (богатыри)
-
Кинулся, озлился, проглотил, свалился, издох (пёс Соколко)
-
Гоняешь, волнуешь, веешь, не боишься (ветер)
-
Шевельнётся, встрепенётся, обернётся, кричит (петушок)
-
Улыбнулась, взяла, сажала, угощала, уложила (шамаханская царица)
-
Удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, отпустил, сказал (старик)
-
Говорила, просилась, откупалась (рыбка золотая)
-
Вздурилась, посылает, не хочу, хочу (старуха)
-
Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду (царевна Лебедь)
-
Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся (море)
-
Разбежались, признались, повинились, разрыдались (ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой)
-
Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился ( князь Гвидон)
-
Поёт, грызёт, вынимает, опускает (белка)
-
Скачет, плачет, обратился. (Елисей)
-
Конкурс. Сравнения. Кроссворд.Задание от Балды.-5 мин
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ребята, вам нужно разгадать кроссворд, записав в него пропущенные в строках слова.
Учитель выводит на доску результаты работы.
Дети открывают «Началку», находят там кроссворд и совместно выполняют работу.
Год прошёл,как … пустой
Так румяно-золотисто, будто … налилось!
Она, как под … у сна, так тиха, свежа лежала…
И царица над ребёнком, как … над орлёнком
Словно горькая …, плачет, бьётся в ней царица…
К морю лишь подходит он, вот и слышит будто …
И очутятся на бреге, в чешуе, как … горя , тридцать три богатыря
А сама-то величава, выплывает, будто …
А как речь-то говорит, словно … журчит…
Замяукал он, как голодный …
И девица, шамаханская царица, вся сияя, как …, тихо встретила царя.
Как пред солнцем … ночи царь умолк, ей глядя в очи
В сарачинской шапке в белой, весь как … поседелый…
6. Подведение итога.
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
— Игра закончилась.
— Что нового узнали?
— Команды награждаются грамотами за участие и призами.
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Получают призы и грамоты.