Методическая разработка урока литературного чтения на тему

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

( УМК « Школа России», 3 класс)

Симонова Л.Д.

МАОУ « Гимназия №6»

г. Губкин, Белгородская обл.

Тема урока: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (2 урок)

Тип урока: урок-практикум

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Предметные результаты: знать сюжет сказки, на­зывать героев, ориентироваться в тексте, читать вырази­тельно, передавать правильно с помощью интонации ха­рактер, чувства и настроение героев сказки, быстро просматривать текст, делить текст на смысловые части.

Метапредметные результаты:

-регулятивные УУД: предлагать формулировку учеб­ной задачи урока; распределять роли для чтения в малой группе, планировать работу в группе, организовывать в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала
до конца; оценивать результаты своей работы;

-познавательные УУД: выделять эпизоды для ро­левого чтения, пользоваться информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; воспроизводить выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;

-коммуникативные УУД: выбирать для себя соответ­ствующую роль и объяснять свой выбор товарищам; уметь договариваться в процессе распределения ролей, уступать в случае необходимости, не конфликтовать; выслушивать мнение товарищей о качестве исполнения роли.

Личностные результаты: получать удовольствие в ходе исполнения своей роли при ролевом чтении; высказывать чувство удовлетворённости или неудовлетво­рённости качеством исполнения; рефлексировать по по­воду выполняемой работы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (3 класс) авт.Л.Ф. Климановой и др., часть1,с.22-27, оценочные листы для каждой группы, компьютер, проектор (тренажер для глаз),

Ход урока

I.Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте самостоятельно скороговорку.

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

— Прочитаем медленно, затем с ускорением.

-Читаем тихо, затем громче.

— Прочитаем с вопросительной интонацией.

— Прочитаем с восклицательной интонацией.

-Прочитаем весело.

— А сейчас сердито.

И наконец, скороговоркой.

III. Актуализация знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

С какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке?

Какую мудрую мысль мы вынесли из сказки?

Какие особенности русских народных волшебных сказок вы знаете?

Если бы вам предложили поставить сказку на сцене как спектакль, то какую атмосферу вы создали бы в театре?

IV. Целеполагание, формулирование учебной задачи уро­ка.

Учитель: Ребята, предлагаю вам попробовать подготовить небольшой спектакль по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для детей дет­ского сада. Как вы думаете, с чего нужно начать? (Дети предлагают варианты.)

Всё это верно, но главное — нужно научиться выразительно читать диалоги героев сказки.

Итак, как мы сформулируем учебную задачу к сегодняшнему уроку? (Записывается на доске.)

Верно, ребята, научиться читать выразительно по ролям — это главная задача, которую необходимо осуществить, чтобы потом поставить спектакль. В конце урока мы выберем лучших чтецов и попросим их поучаствовать в сказочном спектакле».

V.Подготовка к чтению по ролям.

1.Беседа об особенно­стях характеров героев.

Учитель: Ребята, назовите героев сказки. Дайте характеристику каждому персонажу. Какая интонация помо­жет лучше передать характер, чувства и настроения героев в той или иной ситуации.

2.Беседа по иллюстрации

Учитель: Ребята, только что вы дали описание Алёнушки, её характера. Подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы её себе представляете?

( Стройная, красивая, в сарафане т.д.)

А вот какой представил её себе художник Иван Яковлевич Билибин. (с. 23)

Такой ли вы её себе представляли? (ответы детей)

3.Просмотровое чтение с целью деления текста на смысловые эпизоды. Учитель: На сколько смысловых частей можно разделить текст?(3)

Сколько человек потре­буется для чтения каждого эпизода?

  • первый эпизод — автор-рассказчик, Алёнушка, Ива­нушка;

  • второй эпизод — автор-рассказчик, купец, ведьма, коз­лёночек;

  • третий эпизод — автор-рассказчик, козлёночек, Алё­нушка, ведьма.

4.Деление на малые группы и распределение ролей.

Каждая группа получает оценочные листы.

Учитель: Ребята, чтение каждой группы будет оцениваться дру­гими группами по определённым критериям, заданным в оценочных листах.

VI. Физминутка для глаз «Полёт бабочки» (смена поз)

VII. Работа в группах.

На подготовку отводится 15 минут.

VIII. Прослушивание групп и оценка результатов работы.

Если несколько групп выбрали первый эпизод, то прослушиваются все эти группы и сравниваются результаты. Ана­логично проводится слушание следующих эпизодов. Выбор лучших чтецов.

В момент выступления группы другие учащиеся отме­чают с помощью символов в оценочных листах качество выполненной работы. Затем учащиеся в группах дают в устной форме обобщающую оценку выступления и пере­водят её в балльную систему по следующим критериям:

читали без ошибок / с ошибками;

читали внятно и разборчиво / невнятно, неразборчиво;

читали достаточно громко / недостаточно громко;

соблюдали темп чтения сказки / не соблюдали темп;

смогли передать характер и чувства героев в соответ­ствии с ситуацией / не смогли.

За каждый соблюдённый критерий группа получает 1 балл.

IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

-Какую учебную задачу ставили на уроке?

-Достигнута ли она?

-Каким бы группам вы посоветовали поставить спектакль на сцене для детей дет­ского сада?

Люди каких профессий нужны для создания спектакля кроме артистов? (музыканты, костюмеры, художники)

-Понравился ли вам урок?

— Кто доволен своей работой? (поднимите руки вверх)

— Кому урок понравился — похлопайте.

-Кому очень понравился — встаньте и похлопайте сильнее.

В классе звучат настоящие аплодисменты.

Спасибо всем за настоящее представление!

X. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки.

Нарисовать иллюстрации.

Выполнить задание 9 с.27

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here