Методическая разработка урока литературного чтения на тему
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
( УМК « Школа России», 3 класс)
Симонова Л.Д.
МАОУ « Гимназия №6»
г. Губкин, Белгородская обл.
Тема урока: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (2 урок)
Тип урока: урок-практикум
Целевые установки урока (планируемые результаты)
Предметные результаты: знать сюжет сказки, называть героев, ориентироваться в тексте, читать выразительно, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки, быстро просматривать текст, делить текст на смысловые части.
Метапредметные результаты:
-регулятивные УУД: предлагать формулировку учебной задачи урока; распределять роли для чтения в малой группе, планировать работу в группе, организовывать в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала
до конца; оценивать результаты своей работы;
-познавательные УУД: выделять эпизоды для ролевого чтения, пользоваться информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; воспроизводить выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;
-коммуникативные УУД: выбирать для себя соответствующую роль и объяснять свой выбор товарищам; уметь договариваться в процессе распределения ролей, уступать в случае необходимости, не конфликтовать; выслушивать мнение товарищей о качестве исполнения роли.
Личностные результаты: получать удовольствие в ходе исполнения своей роли при ролевом чтении; высказывать чувство удовлетворённости или неудовлетворённости качеством исполнения; рефлексировать по поводу выполняемой работы.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (3 класс) авт.Л.Ф. Климановой и др., часть1,с.22-27, оценочные листы для каждой группы, компьютер, проектор (тренажер для глаз),
Ход урока
I.Организационный момент
II. Речевая разминка
—Прочитайте самостоятельно скороговорку.
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
— Прочитаем медленно, затем с ускорением.
-Читаем тихо, затем громче.
— Прочитаем с вопросительной интонацией.
— Прочитаем с восклицательной интонацией.
-Прочитаем весело.
— А сейчас сердито.
И наконец, скороговоркой.
III. Актуализация знаний учащихся.
Беседа по вопросам:
— С какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке?
— Какую мудрую мысль мы вынесли из сказки?
— Какие особенности русских народных волшебных сказок вы знаете?
— Если бы вам предложили поставить сказку на сцене как спектакль, то какую атмосферу вы создали бы в театре?
IV. Целеполагание, формулирование учебной задачи урока.
Учитель: Ребята, предлагаю вам попробовать подготовить небольшой спектакль по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для детей детского сада. Как вы думаете, с чего нужно начать? (Дети предлагают варианты.)
Всё это верно, но главное — нужно научиться выразительно читать диалоги героев сказки.
Итак, как мы сформулируем учебную задачу к сегодняшнему уроку? (Записывается на доске.)
Верно, ребята, научиться читать выразительно по ролям — это главная задача, которую необходимо осуществить, чтобы потом поставить спектакль. В конце урока мы выберем лучших чтецов и попросим их поучаствовать в сказочном спектакле».
V.Подготовка к чтению по ролям.
1.Беседа об особенностях характеров героев.
Учитель: Ребята, назовите героев сказки. Дайте характеристику каждому персонажу. Какая интонация поможет лучше передать характер, чувства и настроения героев в той или иной ситуации.
2.Беседа по иллюстрации
Учитель: Ребята, только что вы дали описание Алёнушки, её характера. Подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы её себе представляете?
( Стройная, красивая, в сарафане т.д.)
А вот какой представил её себе художник Иван Яковлевич Билибин. (с. 23)
Такой ли вы её себе представляли? (ответы детей)
3.Просмотровое чтение с целью деления текста на смысловые эпизоды. Учитель: На сколько смысловых частей можно разделить текст?(3)
Сколько человек потребуется для чтения каждого эпизода?
-
первый эпизод — автор-рассказчик, Алёнушка, Иванушка;
-
второй эпизод — автор-рассказчик, купец, ведьма, козлёночек;
-
третий эпизод — автор-рассказчик, козлёночек, Алёнушка, ведьма.
4.Деление на малые группы и распределение ролей.
Каждая группа получает оценочные листы.
Учитель: Ребята, чтение каждой группы будет оцениваться другими группами по определённым критериям, заданным в оценочных листах.
VI. Физминутка для глаз «Полёт бабочки» (смена поз)
VII. Работа в группах.
На подготовку отводится 15 минут.
VIII. Прослушивание групп и оценка результатов работы.
Если несколько групп выбрали первый эпизод, то прослушиваются все эти группы и сравниваются результаты. Аналогично проводится слушание следующих эпизодов. Выбор лучших чтецов.
В момент выступления группы другие учащиеся отмечают с помощью символов в оценочных листах качество выполненной работы. Затем учащиеся в группах дают в устной форме обобщающую оценку выступления и переводят её в балльную систему по следующим критериям:
• читали без ошибок / с ошибками;
• читали внятно и разборчиво / невнятно, неразборчиво;
• читали достаточно громко / недостаточно громко;
• соблюдали темп чтения сказки / не соблюдали темп;
• смогли передать характер и чувства героев в соответствии с ситуацией / не смогли.
За каждый соблюдённый критерий группа получает 1 балл.
IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
-Какую учебную задачу ставили на уроке?
-Достигнута ли она?
-Каким бы группам вы посоветовали поставить спектакль на сцене для детей детского сада?
—Люди каких профессий нужны для создания спектакля кроме артистов? (музыканты, костюмеры, художники)
-Понравился ли вам урок?
— Кто доволен своей работой? (поднимите руки вверх)
— Кому урок понравился — похлопайте.
-Кому очень понравился — встаньте и похлопайте сильнее.
В классе звучат настоящие аплодисменты.
Спасибо всем за настоящее представление!
X. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки.
Нарисовать иллюстрации.
Выполнить задание 9 с.27