Урок литературного чтения, проведённого во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема: С.А.Есенин «Берёза».

Составлен учителем начальных классов Евдокимовой Л.П.

Цели урока: а) образовательные: познакомить со стихотворением С.Есенина «Берёза»; формировать умение анализировать поэтический образ; показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи;

б) развивающие: развивать образное мышление, речь, творческое воображение; совершенствовать навыки выразительного чтения;

в) воспитательные: способствовать обогащению чувственного опыта ребёнка, его реального представления о связи поэзии и природы; развивать коммуникативные качества через организацию работы в группах; эстетическое воздействие на детей через слово, живопись, музыку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, цветная бумага, мелки.

Ход урока

Основные этапы организации

учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, ответы детей.

1.Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.

-Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

-Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками. На уроке мы будем говорить об объекте живой природы. Чтобы угадать его, разгадаем загадку:

Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок.

Берёза.

2. Актуализация знаний.

Фиксация новой учебной задачи.

— Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветки, изящные листочки всегда были символом прекрасного, возвышенного и немного грустного. Ребята приготовили интересный материал о берёзе. Сейчас они нас с ним познакомят.

— Какова роль берёзы для человека?

— Много авторов воспевали берёзу.

Выступления учеников.

-Заготовка древесины, сбор сока, символ России.

3. Постановка целей урока.

— Определите тему и цели урока.

-Сегодня мы вспомним стихи С.Есенина, интересные моменты его жизни, познакомимся со стихотворением «Берёза», научимся рисовать это дерево и услышим песни о ней.

4.Работа по теме урока.

  1. Рассказ учителя о творчестве С.Есенина.

-Родился С.Есенин в 1895 году под Рязанью. Детство и юность он провёл в селе Константинове, расположенном на высоком берегу Оки. В раннем детстве полюбил С.Есенин родную, русскую природу, он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому его стихи о природе особенно светлы, чисты и мелодичны. А писать он начал в 9 лет. Будучи с детства очень впечатлительным, Есенин не мог остаться равнодушным к красоте русских полей и лесов. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них положены на музыку.

-Какие стихи С.Есенина вы знаете?

О чём эти стихи?

-Многие его стихи композиторы положили на музыку.

2.Первичное восприятие текста.

-Закройте глазки, можете положить голову на сложенные на парте руки. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть берёзу.

-Скажите, какой увидел зимнюю берёзу поэт?

  1. Словарная работа в парах.

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните непонятные слова и выражения.

-Какие слова и выражения вам непонятны?

Предлагаю вам поработать с заданием в парах. Какое из предложенных объяснений значений слов является, по вашему мнению, правильным?

Задание.

Объясните значение слов:

Кайма – это…

Бахрома – это…

1)полоса по краю изделия;

2) свободно свисающие нити по краю ткани;

3)длинная, узкая лента.

3. Анализ произведения.

-Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу?

-Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете?

-Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание.

-Какое время суток рисует поэт?

Почему вы так решили?

-Солнечное утро или пасмурное?

-Прочитайте, как занимается заря зимой.

-Какой литературный приём использует автор для создания образа берёзы? Докажите это строками стихотворения.

-Зачем их употребил автор?

4. Работа по учебнику.

-Прочитайте вопрос на с. .Рисуя словесную картину, определим, что будет на переднем плане и почему. Что ещё нарисуете?

-«Поёт зима — аукает…», «Закружилась листва золотая…»,…

— О природе.

-Красивой, белоснежной, праздничной, необыкновенной.

-Кайма, бахрома.

-Белую, серебряную, золотую.

-Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок.

(Зачитывают 2 строфу).

-Утро.

-Заря, сонная тишина, иней не растаял после морозной ночи.

-Утро солнечное: «горят снежинки в золотом огне».

-Лениво.

-Олицетворение.

— «Принакрылась», « сонная тишина», «заря обсыпает».

-Для создания образа берёзы.

-Берёза, потому что именно ей посвящено стихотворение.

-Снег, дом, иней на берёзе, зарево…

5.Физкультминутка.

Релаксация, укрепление организма учащихся.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(руки вверх и вниз)

(руки на пояс, наклоны в стороны)

(руки на пояс, поворот вокруг себя)

(показывают на нос)

(прыжки на месте)

(кружатся)

(имитируют полёт снежинок руками)

6.Продолжение работы по теме урока.

Коррекция отработки способа действия.

  1. Расстановка пауз.

Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы.

2. Расстановка логических ударений.

-Найдём снежные слова и установим логическое ударение.

(Хоровое прочтение стихотворения).

3.Определение темпа.

Подумайте, каким должен быть темп чтения.

4.Выразительное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение выразительно.

5.Связь поэзии С.Есенина с музыкой П.И.Чайковского.

-Есть много русских народных песен о берёзе. Композитор П.И.Чайковский одну из таких песен о берёзе превратил в симфоническую музыку, звучащую то мягко и нежно, то печально и тревожно в сопровождении тяжёлых ударов барабана. Постарайтесь услышать и узнать эту русскую народную песню. Когда слушаете музыку, сядьте удобно, плечики расправьте.

-Какую русскую народную песню использовал Чайковский в симфонии?

-П.И.Чайковский постарался расширить границы народной песни, дать ей другую, более интересную и большую жизнь.

6.Связь поэзии С Есенина с творчеством русских художников.

-Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Посмотрите на репродукции картин художников И.И.Левитана «Берёзовая роща» и И.Грабаря «Февральская лазурь». Что вы заметили?

-Какая из картин, по вашему мнению, больше подходит по содержанию к стихотворению «Берёза»? Докажите свой ответ.

-И мы сегодня выступим в роли художников, изобразим берёзу.

7. Практическая работа под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь (Святки)».

8. Выставка работ.

-Понравилось вам быть художниками?

/ -короткая, // — длинная.

-Белая, снегом, серебром, пушистых, снежною, белой, снежинки.

-Неторопливое.

(Чтение стихотворения).

(Слушание музыки).

-«Во поле берёза стояла».

-Объект природы – берёза.

-И.Грабарь «Февральская лазурь». Здесь снег, изображена зима.

(На листах цветной бумаги дети изображают зимнюю берёзу).

7.Рефлексия учебной деятельности.

Контроль.

-Какие чувства возникли после работы над стихотворением С.Есенина «Берёза»? Познакомившись со стихотворением, что мы узнали о Есенине, как о человеке?

-Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?

-Любил природу, чувствовал её, воспевал её красоту, был наблюдательным.

8.Оценка деятельности учащихся.

-Хочу сказать спасибо за сегодняшний урок ….

-Хочу отметить работу на сегодняшнем уроке….

-Дома вам надо выучить стихотворение наизусть.

Записывают домашнее задание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here