Урок литературного чтения, проведённого во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема: С.А.Есенин «Берёза».
Составлен учителем начальных классов Евдокимовой Л.П.
Цели урока: а) образовательные: познакомить со стихотворением С.Есенина «Берёза»; формировать умение анализировать поэтический образ; показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи;
б) развивающие: развивать образное мышление, речь, творческое воображение; совершенствовать навыки выразительного чтения;
в) воспитательные: способствовать обогащению чувственного опыта ребёнка, его реального представления о связи поэзии и природы; развивать коммуникативные качества через организацию работы в группах; эстетическое воздействие на детей через слово, живопись, музыку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, цветная бумага, мелки.
Ход урока
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, ответы детей. | |
1.Организационный момент. | Проверить готовность к уроку. | -Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? -Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками. На уроке мы будем говорить об объекте живой природы. Чтобы угадать его, разгадаем загадку: Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане. | Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
Берёза.
|
2. Актуализация знаний. |
Фиксация новой учебной задачи. | — Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветки, изящные листочки всегда были символом прекрасного, возвышенного и немного грустного. Ребята приготовили интересный материал о берёзе. Сейчас они нас с ним познакомят. — Какова роль берёзы для человека?
— Много авторов воспевали берёзу.
|
Выступления учеников.
-Заготовка древесины, сбор сока, символ России.
|
3. Постановка целей урока. |
| — Определите тему и цели урока. -Сегодня мы вспомним стихи С.Есенина, интересные моменты его жизни, познакомимся со стихотворением «Берёза», научимся рисовать это дерево и услышим песни о ней.
|
|
4.Работа по теме урока. |
|
-Родился С.Есенин в 1895 году под Рязанью. Детство и юность он провёл в селе Константинове, расположенном на высоком берегу Оки. В раннем детстве полюбил С.Есенин родную, русскую природу, он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому его стихи о природе особенно светлы, чисты и мелодичны. А писать он начал в 9 лет. Будучи с детства очень впечатлительным, Есенин не мог остаться равнодушным к красоте русских полей и лесов. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них положены на музыку. -Какие стихи С.Есенина вы знаете?
О чём эти стихи? -Многие его стихи композиторы положили на музыку. 2.Первичное восприятие текста. -Закройте глазки, можете положить голову на сложенные на парте руки. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть берёзу. -Скажите, какой увидел зимнюю берёзу поэт?
-Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните непонятные слова и выражения. -Какие слова и выражения вам непонятны? Предлагаю вам поработать с заданием в парах. Какое из предложенных объяснений значений слов является, по вашему мнению, правильным? Задание. Объясните значение слов: Кайма – это… Бахрома – это… 1)полоса по краю изделия; 2) свободно свисающие нити по краю ткани; 3)длинная, узкая лента. 3. Анализ произведения. -Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу? -Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете?
-Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание. -Какое время суток рисует поэт? Почему вы так решили?
-Солнечное утро или пасмурное?
-Прочитайте, как занимается заря зимой. -Какой литературный приём использует автор для создания образа берёзы? Докажите это строками стихотворения.
-Зачем их употребил автор? 4. Работа по учебнику. -Прочитайте вопрос на с. .Рисуя словесную картину, определим, что будет на переднем плане и почему. Что ещё нарисуете? |
-«Поёт зима — аукает…», «Закружилась листва золотая…»,… — О природе.
-Красивой, белоснежной, праздничной, необыкновенной.
-Кайма, бахрома.
-Белую, серебряную, золотую. -Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок. (Зачитывают 2 строфу).
-Утро. -Заря, сонная тишина, иней не растаял после морозной ночи. -Утро солнечное: «горят снежинки в золотом огне». -Лениво. -Олицетворение. — «Принакрылась», « сонная тишина», «заря обсыпает». -Для создания образа берёзы.
-Берёза, потому что именно ей посвящено стихотворение. -Снег, дом, иней на берёзе, зарево… |
5.Физкультминутка. | Релаксация, укрепление организма учащихся. | Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром.
| (руки вверх и вниз) (руки на пояс, наклоны в стороны) (руки на пояс, поворот вокруг себя) (показывают на нос)
(прыжки на месте) (кружатся)
(имитируют полёт снежинок руками)
|
6.Продолжение работы по теме урока. | Коррекция отработки способа действия. |
—Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы. 2. Расстановка логических ударений. -Найдём снежные слова и установим логическое ударение. (Хоровое прочтение стихотворения). 3.Определение темпа. —Подумайте, каким должен быть темп чтения. 4.Выразительное чтение стихотворения. —Прочитайте стихотворение выразительно. 5.Связь поэзии С.Есенина с музыкой П.И.Чайковского. -Есть много русских народных песен о берёзе. Композитор П.И.Чайковский одну из таких песен о берёзе превратил в симфоническую музыку, звучащую то мягко и нежно, то печально и тревожно в сопровождении тяжёлых ударов барабана. Постарайтесь услышать и узнать эту русскую народную песню. Когда слушаете музыку, сядьте удобно, плечики расправьте. -Какую русскую народную песню использовал Чайковский в симфонии? -П.И.Чайковский постарался расширить границы народной песни, дать ей другую, более интересную и большую жизнь. 6.Связь поэзии С Есенина с творчеством русских художников. -Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Посмотрите на репродукции картин художников И.И.Левитана «Берёзовая роща» и И.Грабаря «Февральская лазурь». Что вы заметили? -Какая из картин, по вашему мнению, больше подходит по содержанию к стихотворению «Берёза»? Докажите свой ответ. -И мы сегодня выступим в роли художников, изобразим берёзу. 7. Практическая работа под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь (Святки)». 8. Выставка работ. -Понравилось вам быть художниками? |
/ -короткая, // — длинная.
-Белая, снегом, серебром, пушистых, снежною, белой, снежинки.
-Неторопливое.
(Чтение стихотворения).
(Слушание музыки).
-«Во поле берёза стояла».
-Объект природы – берёза.
-И.Грабарь «Февральская лазурь». Здесь снег, изображена зима.
(На листах цветной бумаги дети изображают зимнюю берёзу).
|
7.Рефлексия учебной деятельности. | Контроль.
| -Какие чувства возникли после работы над стихотворением С.Есенина «Берёза»? Познакомившись со стихотворением, что мы узнали о Есенине, как о человеке? -Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой? | -Любил природу, чувствовал её, воспевал её красоту, был наблюдательным. |
8.Оценка деятельности учащихся. |
| -Хочу сказать спасибо за сегодняшний урок …. -Хочу отметить работу на сегодняшнем уроке…. -Дома вам надо выучить стихотворение наизусть.
|
Записывают домашнее задание. |