Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждено

методического объединения педагогического совета директор школы__________(____________)

«_____»________20 г. «_____»_________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.

Рабочая программа

по литературе

10 класс

Программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2008)

Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,

1 квалификационная категория

Тюменцево

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Актуальность. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цель данной программы – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

Задачи:

— формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Специфика. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.

Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, учебно-исследовательский, наблюдение, проектный метод обучения, рецептивный, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки — практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.

Технологии обучения: информационные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно — деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии.

Виды деятельности: рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся), работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное), беседа, сопоставление, оценка героев, разные виды пересказа (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов, виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода), виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем и таблиц), составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки), устное словесное рисование, чтение по ролям с интонационной характеристикой персонажей, разыгрывание сюжетных ситуаций, словесное рисование героев, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, анализ и интерпретация произведений, написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними, определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, устные и письменные интерпретации художественного произведения, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей, дискуссии, подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений, развернутая характеристика поэтических текстов, работа со словарями, подбор цитат для характеристики героев.

Формы контроля.

Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведением зачетных работ, составлением отчетов в рабочих группах, презентацией проекта в конце года.

Виды и контроля: конспектирование, тестирование, редакция текста, защита публичного выступления, защита проектной работы, составление документов.

Формами контроля являются:

  • текущие, итоговые оценки;

  • подготовка и защита докладов, рефератов, проектов по литературе;

  • а также зачётная система по некоторым темам курса.

Формы оценки:

Результаты обучения предмета «Литература» приведены в требованиях к уровню подготовки учащихся к окончанию 10 класса

1 — «Знать/понимать»:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса;

  • сведения об отдельных периодах его развития;

  • черты литературных направлений и течений.

2 — «Уметь»:

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

  • выделять смысловые части художественного текста, со­ставлять тезисы и план прочитанного;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изу­ченным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

3 – «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни» для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периоди­ка, телевидение, ресурсы Интернета);

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» — 90 – 100 %;

«4» — 78 – 89 %;

«3» — 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Место предмета. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Контрольных работ – 8 (3 — сочинения классных, 5 – домашних).

Уроков внеклассного чтения – 8 часов.

Учебно-тематический план

урока

Наименование раздела программы,

тем уроков, количество

часов на раздел, тему

элементы содержания урока ( что изучать)

планируемые результаты урока (ЗУНы)

I полугодие

1.-2

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературно­го развития учащихся.

Знать: понятие историко-литературного процесса, о своеобразии литературы Х1Х века, о становлении реализма в русской литературе.

Уметь: конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

3.

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Гу­манизм лирики Пушкина и ее националь­но-историческое и общечеловеческое со­держание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Истори­ческая концепция пушкинского творчест­ва. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

Знать: важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества содержание стихотворений, видеть в них черты классицизма и романтизма, тексты произведений, характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения, сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь: анализировать образы стихотворений, определять тематику и проблематику произведения, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

4.

Романтическая лирика А.С.Пушкина.

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.

Знать: тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения, сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь: выразительно и наизусть читать поэтические произведения, выявлять основную проблематику произведения, определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, характеризовать лирических героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

5.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина.

«Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом».

Знать: даты написания лирики Пушкина, её мотивы, содержание основных этапов творчества поэта, образно-тематические и художественные особенности его лирики.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения, уметь определять средства выразительности, давать свою оценку. Понимать значение лирики в период её написания.

6.

Эволюция темы свободы и рабства в лири­ке А. С. Пушкина.

«Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти».

Знать: содержание стихотворений, видеть в них черты классицизма и романтизма.

Уметь: анализировать образы стихотворений, определять тематику и проблематику произведения, самостоятельно делать выводы, анализировать поэтику стихотворений.

7-8.

Философская лирика А. С. Пушкина.

Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угас­шее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина.

Знать: понятие «философская лирика», содержание стихотворений.

Уметь: анализировать образы стихотворений, определять тематику и проблематику произведения, самостоятельно делать выводы, анализировать поэтику стихотворений, понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; уметь анализировать тексты произведений, характеризовать лирических героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, понимать актуальность проблем.

9, 10, 11.

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник».

Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в по­эме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социаль­но-философские проблемы поэмы. Диа­лектика пушкинских взглядов на историю России.

Знать: понятие «лироэпики», содержание поэмы, черты исторического реализма.

Уметь: анализировать образы поэмы, определять тематику и проблематику произведения, самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт поэмы, ее идейно-художественные особенности, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, видеть позицию автора, понимать причины симпатии и антипатии автора к своим героям, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

12.-13.

Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина.

Написание сочинения по творчеству поэта.

Знать: содержание прочитанного произведения, образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа поэта, друга

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, писать сочинения в жанре эссе и проблемной аналитической статьи.

14.

Жизнь и творчество М. Ю.Лермонтова.

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художе­ственного мира поэта. Эволюция его от­ношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реа­лизм в творчестве поэта.

Знать: понятие «лирика», важнейшие биографические сведения о поэте, содержание основных этапов творчества поэта.

Уметь: анализировать образы стихотворения, определять тематику и проблематику произведения, самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт и мотивную структуру стихотворений поэта, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

15.

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лер­монтова.

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Знать: основные факты биографии поэта и их интерпретацию в его творчестве, содержание стихотворений.

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение, определять род и жанр литературного произведения, выявлять авторскую позицию, сравнивать поэтические тексты, письменно анализировать стихотворения, давать оценку видеоинтерпретации стихотворений, выразительно и наизусть читать поэтические произведения.

Понимать тексты произведений, характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения, сюжет, особенности композиции, систему образов.

16-17.

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание».

Знать: содержание стихотворений, понятие «духовная лирика».

Уметь: анализировать поэтические тексты, сравнивать поэтические тексты, письменно анализировать стихотворения, выявлять основную проблематику произведения, определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

18.-19.

Философские мотивы лирики М. Ю. Лер­монтова

«Как часто, пестрою толпою окру­жен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрас­ном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

Знать: содержание стихотворений, понятие «духовная лирика».

Уметь: составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение, решать тестовые задания.

20.-21.

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лер­монтова.

Подготовка к домашнему сочи­нению по лирике М. Ю. Лермонтова

Знать: адресатов любовной лирики

Уметь: анализировать поэтические тексты.

22-23.

Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова.

Написание сочинения по творчеству поэта.

Знать: содержание прочитанного произведения, образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа поэта, друга

Уметь: писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации.

24.

25.

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

Роман­тические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала а сборнике «Миргород».

Знать: понятие «романтизм»», «реализм», «сатира», содержание заданных произведений, образную природу словесного искусства, важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества.

Уметь: выразительно читать текст, сопоставлять сцены, строить устные и письменные ответы, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, объяснят наличие в творчестве писателя определённых тем.

26.

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя

Образ «маленького человека» в «Петер­бургских повестях».

Знать: понятие «ирония», «гротеск», «фантасмагория» содержание повестей образную природу словесного искусства, текст произведения, сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь: анализировать произведение, выразительно читать текст, строить устные ответы, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выявлять основную проблематику произведения, определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

27. —

28.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект».

Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Знать: понятие «реализм», «сатира», содержание повести, образную природу словесного искусства.

Уметь: анализировать эпизод, выразительно читать текст, строить устные ответы, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку, составлять описание города, развивать устную и письменную речь, воспитывать негативное отношение к бюрократизму.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

29.

Н. В. Гоголь. «Портрет».

Место повести в сборнике «Петербургские повести».

30-31.

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

Написание сочинения по творчеству писателя.

Знать: содержание прочитанного произведения, образную природу словесного искусства, художественную трактовку образов.

Уметь: писать сочинение по изученному произведению, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

32.

Обзор русской литературы второй поло­вины XIX века.

Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журнали­стики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

Знать: основные факты общественной и культурной России изучаемого периода исторические источники.

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному и увиденному, прослушанному, выявлять авторскую позицию, делать сообщение о деятельности славянофилов и западников, общества передвижников.

33.

Жизнь и творчество И. А. Гончарова.

Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» —«Обрыв». Особенности композиции рома­на. Его социальная и нравственная проб­лематика.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества, тексты произведений.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведения, соблюдать нормы литературного произношения, выражать свое отношение к прочитанному.

34.

И.А.Гончаров «Обломов»

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои рома­на в их отношении к Обломову.

Знать: понятие «символика детали», «образная типизация», содержание 1 части романа, позицию автора по отношению к каждому из героев.

Уметь: строить устные и письменные высказывания в связи с изучением произведения, участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров, аргументировано отстаивать свою точку зрения, писать отзывы о прочитанном выделять характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения, сюжет, особенности композиции, систему образов, составлять характеристику героя.

35.

Авторская позиция и способы ее выражения в ро­мане

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в ро­мане.

Знать: содержание 1 части романа, позицию автора по отношению к каждому из героев.

Уметь: выявлять основную проблематику произведения, определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов, выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

36.

«Что такое обломовщина?»

Роман «Обло­мов» в русской критике.

Знать: отношение критиков и литературоведов к роману.

Уметь: понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

37.

Жизнь и творчество А. Н. Островского.

Традиции русской драматургии в творче­стве писателя. «Отец русского театра».

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе, особенности драматического творчества А.Н.Островского, тексты произведений, характерные особенности эпохи, отраженной в произведении, определение понятия «комедия», «драма», «трагедия».

Уметь: составлять тезисы к лекции, определять роль и жанр литературного произведения, владеть различными видами пересказа.

38.-39

Драма «Гроза».

История создания, систе­ма образов, приемы раскрытия характе­ров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Знать: особенности драматического произведения, литературного жанра, определение понятия «драма».

Уметь: составлять тезисы сказанного на уроке, резюмировать, выразительно читать фрагменты по ролям, владеть различными видами пересказа, правильно определять сюжет, особенности композиции, систему образов, характерные особенности стиля писателя, анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы, выявлять основную проблематику произведения, определять роль и место героя в системе действующих лиц, обосновывать свою точку зрения, составлять конспект статьи, производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма, понимать и формулировать тему, идею.

Писать сочинение.

40.

Город Калинов и его обитатели.

Изобра­жение «жестоких нравов» «темного цар­ства».

41.

Протест Катерины против «темного цар­ства».

Нравственная проблематика пьесы.

42.

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Домашнее сочинение по драме А. Н, Ост­ровского «Гроза»

43.

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

«Записки охотника» и их место в русской литературе.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе, основные факты жизни и творческого пути И.С.Тургенева, содержание рассказов.

Уметь: анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, формулировать тему, идею, проблему произведения, выражать свое отношение к героям рассказов, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

44.

И. С. Тургенев — создатель русского ро­мана.

История создания романа «Отцы и дети».

Знать: содержание изучаемого произведения, понятие «тайный психологизм», сюжет, особенности композиции, систему образов, характерные особенности стиля писателя.

Уметь: анализировать текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств, выразительно читать текст, владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, выражать свое отношение к поступкам героев, участвовать в диалогах, производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы, выявлять основную проблематику произведения, определять роль и место героя в системе действующих лиц, обосновывать свою точку зрения, составлять конспект статьи, писать сочинение.

45.

Базаров — герой своего времени.

Духов­ный конфликт героя.

46.

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

47.

Любовь в романе «Отцы и дети»

Любовь в романе «Отцы и дети».

48.-49.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочине­нию.

50.

Зачетная работа за первое полугодие

Проверочная работа по творчеству изученных писателей и поэтов.

Знать: понятия теории литературы, содержание изученных произведений поэта, критических статей о нем, факты биографий поэтов и писателей.

Уметь: владеть различными видами пересказа, анализа, анализировать идейно-тематические, художественные особенности, композицию произведений, строить устные и письменные высказывания на предложенную тем, давать интерпретацию текстов.

II полугодие

51.-52.

Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева.

Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «He то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ноч­ное…», «Природа — сфинкс…»

Знать: понятия «пантеизм», «двоемирие», «натурфилософия», важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений.

Уметь: владеть различными видами анализа, анализировать идейно-тематические, художественные особенности, композицию произведений, строить устные и письменные высказывания на предложенную тему, выразительно и наизусть читать поэтические тексты, определять изобразительно-выразительные средства языка.

53.

Человек и история в лирике Ф. И. Тютче­ва.

Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Рос­сию не понять…»

Знать: понятие «интеллектуальная лирика», «лирический фрагмент»,

Уметь: владеть различными видами пересказа, анализа, анализировать идейно-тематические, художественные особенности, композицию произведений, строить устные и письменные высказывания на предложенную тему, производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

54.

Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»)

Знать: понятие «стихотворный цикл».

Уметь: владеть различными видами пересказа, анализа, анализировать идейно-тематические, художественные особенности, композицию произведений, строить устные и письменные высказывания на предложенную тему, выразительно и наизусть читать поэтические тексты, анализировать поэтические тексты, определять изобразительно-выразительные средства языка.

55.

А. А. Фет. Жизнь и творчество.

Жизнеут­верждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега.-», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с при­ветом…», «Заря прощается с землею…» и др.

Знать: понятия «оксюморон», «белый стих», «мелодика стиха», «лирический образ-переживание», важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества,

тексты произведений.

Уметь: владеть различными видами пересказа, анализа, анализировать идейно-тематические, художественные особенности, композицию произведений, строить устные и письменные высказывания на предложенную тему, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

56.

Любовная лирика А. А. Фета.

«Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. Гармо­ния и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Знать: понятия «импрессионизм», «стихотворный цикл», «звукопись», «ассонанс», «аллитерация», «лексический параллелизм», «умолчание», синтаксические приемы, способствующие созданию мелодичности фразы.

Уметь: владеть различными видами пересказа, анализа, анализировать идейно-тематические, художественные особенности, композицию произведений, строить устные и письменные высказывания на предложенную тему, выразительно и наизусть читать поэтические тексты, анализировать поэтические тексты, определять изобразительно-выразительные средства языка.

57.

Жизнь и творчество А. К. Толстого.

Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтиче­ские и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе, основные темы его творчества, тексты произведений.

Уметь: выразительно и наизусть читать и анализировать поэтические тексты, определять изобразительно-выразительные средства языка.

58.

Жизнь и творчество Н. А. Некрасова

Соци­альная трагедия народа в городе и дерев­не. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В до­роге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.

Знать: основные факты биографии и творческого пути поэта, содержание его стихотворений, образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа, сюжет, особенности композиции, систему образов, характерные особенности стиля писателя

Уметь: владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

59.

Героическое и жертвенное в образе раз­ночинца-народолюбца.

«Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др.

Знать: содержание стихотворений, образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа.

Уметь: владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

60.

Н. А. Некрасов о поэтическом труде.

Поэ­тическое творчество как служение наро­ду. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др.

Знать: содержание стихотворений, образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа.

Уметь: владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению, анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы, выявлять основную проблематику произведения, определять роль и место героя в системе действующих лиц, обосновывать свою точку зрения, составлять конспект статьи, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

61.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова.

Тема любви в лирике, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Вни­мая ужасам войны…» и др.

62.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».

Знать: содержание глав, образную природу словесного искусства, художественную трактовку образов.

Уметь: владеть различными видами пересказа, анализировать композицию произведения, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению, производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма, анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, воспитывать стремление защитить слабых, создавать свой текст, основываясь на исходный, понимать связи литературных произведений с эпохой их написания

тексты произведений.

63.

Образы крестьян и помещиков в поэме.

Дорефор­менная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

64.

Образы народных заступников в поэме.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

65.

Особенности языка поэмы.

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в по­эме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

66.

Личность и творчество. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Личность и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Знать: основные факты биографии писателя, содержание, проблематику и поэтику сказок, сюжет, особенности композиции, систему образов, характерные особенности стиля писателя.

Уметь: участвовать в дискуссии «Что побудило поэта, продолжателя пушкинской традиции в Лицее, стать сатириком?», воспринимать и анализировать изучаемое произведение, производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

67. — 68.

Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Обзор романа. Замысел, исто­рия создания, жанр и композиция рома­на. Образы градоначальников.

Знать: содержание прочитанных глав.

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение, определять род и жанр литературного произведения, выявлять авторскую позицию.

69.

Жизнь и судьба Л. Н. Толстого.

Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

Знать: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого

Уметь: воспринимать и анализировать информацию, выделять смысловые части рассказа учителя, составлять план услышанного, способность передавать содержание услышанного текста, владение монологической и диалогической речью, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, в работе по систематизации материала.

70.

Л. Н. Толстой «Севастопольские рас­сказы»

Народ и война в «Севастопольских рас­сказах» Л. Н. Толстого.

Знать: содержание рассказов и повести; приемы анализа текста.

Уметь: сопоставлять эпизоды рассказов, повести, выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.

71.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

История создания. Особенности жанра. Образ автора в ро­мане.

Знать: понятие «роман-эпопея», содержание глав, основные образы и сюжетные линии романа.

Уметь: сопоставлять разные значения ключевых слов заглавия, выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы, выявлять основную проблематику произведения, определять роль и место героя в системе действующих лиц, обосновывать свою точку зрения, составлять конспект статьи, выразительно читать произведение, формулировать тему, идею, проблематику, владеть различными видами пересказа, выражать свою точку зрения, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности и справедливости, писать сочинение.

72.-73

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Выборочное чтение и анализ эпизодов романа о Болконском; составление первичной характеристики героя.

Выборочное чтение и анализ эпизодов романа о Безухове; составление первичной характеристики героя.

74.

Женские образы в романе «Война и мир».

Систематизация материала и Наташе Ростовой, Марье Болконской в сравнении с Элен.

75.

Семья Ростовых и семья Болконских.

Анализ презентации «Роль семейного воспитания в романе», запись основных положений в тетрадь.

76.-77.

Тема народа в романе «Война и мир».

Анализ выборочных глав о народе.

78.

Кутузов и Наполеон.

Выборочное чтение и анализ эпизодов романа; составление первичных характеристик героев.

79-80.

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир»

Художественные особен­ности романа. Подготовка к домашнему сочинению.

81.

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к домашнему сочинению.

82.

Жизнь и судьба Ф. М.Достоевского.

Этапы творческого пути. Идейные и эсте­тические взгляды.

Знать: факты биографии писателя, содержание произведений, характерные особенности эпохи, отраженной в произведении, сюжет, особенности композиции, систему образов, характерные особенности стиля писателя

Уметь: анализировать произведения, выражать свое отношение к увиденному, пользоваться нужными цитатами из текста, писать отзывы о произведении.

83.

Образ Петербурга в русской литературе.

Петербург Ф. М. Достоевского.

Знать: специфику изображения образа Петербурга в русской литературе, особенности Петербурга Достоевского, содержание романа.

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение, определять род и жанр литературного произведения, выявлять авторскую позицию, анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы, выявлять основную проблематику произведения, определять роль и место героя в системе действующих лиц, обосновывать свою точку зрения, составлять конспект статьи, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

писать сочинение.

84.-85.

Роман «Преступление и наказание».

История создания романа «Маленькие люди» в рома­не «Преступление и наказание», пробле­ма социальной несправедливости и гума­низм писателя.

86.

Теория Раскольникова.

Духовные искания интеллектуального ге­роя и способы их выявления. Истоки его бунта.

87.

«Двойники» Раскольникова

«Двойники» Раскольникова.

88.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание».

89.

Жизнь и творчество Н.С.Лескова.

По­весть «Очарованный странник» и ее ге­рой Иван Флягин. Поэтика названия по­вести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

Знать: основные факты биографии писателя, содержание повести,

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение, определять род и жанр литературного произведения, выявлять авторскую позицию, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

90.

Рассказ «Тупейный художник».

Необыч­ность судеб и обстоятельств. Нравствен­ный смысл рассказа.

Знать: содержание произведения, образную природу словесного искусства Уметь: производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

91.

Катерина Кабанова и Катерина Измайло­ва.

По пьесе Островского «Гроза» и рас­сказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать: содержание произведений, образную природу словесного искусства.

Уметь: выразительно читать текст, сопоставлять эпизоды, строить устные и письменные ответы, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

92.

Жизнь и творчество А. П. Чехова.

Осо­бенности рассказов 80—90-х годов. «Че­ловек в футляре».

Знать: основные факты жизни и творчества А.П.Чехова, тексты произведений, характерные особенности эпохи, отраженной в произведении, сюжет, особенности композиции, систему образов, характерные особенности стиля писателя

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведение, соблюдать нормы литературного произношения, выражать свое отношение к прочитанному.

93.

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

«Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах».

Знать: содержание изучаемого материала, позицию автора по отношению к поднимаемым проблемам, образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению, анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы, выявлять основную проблематику произведения, определять роль и место героя в системе действующих лиц.

94.

Расска­з «Ионыч»

Душевная деградация человека в расска­зе «Ионыч».

Знать: содержание изучаемого материала; позицию автора по отношению к поднимаемым проблемам.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа, производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

95.

Особенности драматургии

Особенности драматургии А. П. Чехова.

Знать: особенности драматургии А.П.Чехова, содержание пьесы, понятия «бессюжетное действие», позицию автора к проблеме разрушения дворянских гнезд; понятие «символическая деталь».

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение, определять род и жанр литературного произведения, выявлять авторскую позицию, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, производить анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма, выделять смысловые части художественного текста, владеть различными видами пересказа.

96-97.

А. П. Чехов «Вишневый сад»

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дво­рянского гнезда.

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

98.

Зачетная работа за второе полугодие

Проверочная работа по творчеству изученных писателей и поэтов.

Знать: понятия теории литературы, содержание изученных произведений поэта, критических статей о нем, факты биографий поэтов и писателей.

Уметь: владеть различными видами пересказа, анализа, анализировать идейно-тематические, художественные особенности, композицию произведений, строить устные и письменные высказывания на предложенную тем, давать интерпретацию текстов.

99.

Жизнь и творчество К.Хетагурова

Сборник «Осетинская лира». Изображе­ние тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: анализировать текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выразительно читать стихотворения, давать характеристику проблемам, поднятым в произведении, формулировать позицию автора и комментировать ее, обосновывать свое отношение к проблеме, подбирать литературные аргументы.

100-101.

«Вечные» вопросы в зарубежной литера­туре.

Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье», Г.Ибсен «Кукольный дом», А. Рембо «Пьяный корабль».

Знать: особенности развития зарубежной литературы, важнейшие биографические сведения о писателях.

Уметь: работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений, характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях, характерные особенности стиля писателя, составлять отзыв о прочитанном произведении, выразительно читать отдельные сцены и эпизоды из произведения, анализировать художественное произведение, выявлять основную проблематику произведения, выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, обосновывать свое мнение о произведении и героях.

102.

Итоговый урок.

Нравственные уроки рус­ской литературы XIX века

Знать: содержание прочитанных в 10 классе произведений.

Уметь: анализировать текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выразительно читать стихотворения, давать характеристику проблемам, поднятым в произведении, формулировать позицию автора и комментировать ее, обосновывать свое отношение к проблеме, подбирать литературные аргументы.

Учебно-методическое обеспечение

для ученика:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. — М., Просвещение, 2006

  для учителя:

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, — М.:  

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. — М.: Вербум-М, 2004.

3.  Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.Н. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008

4.   Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. — М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. — М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения

23

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here