Урок литературного чтения 4 класс.

Тема: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш».


Цели: углубление представлений учащихся о доброте ,

готовности к самопожертвованию;

выявление авторской позиции в эпическом тексте;

развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев;

учить давать характеристику главным героям рассказа;

воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: книга для чтения 4 класс , книга Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; изображения главных героев, выставка детских рисунков к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», карточки, таблица для тестирования.

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

2. Речевая разминка.

Улетели лебеди с севера на юг,

И теряли лебеди белый-белый пух

То ли пух лебяжий в воздухе блестит-

То ли в окна наши белый снег летит.

А) Тренировка техники чтения

— прочитайте «жужжащим чтением»

-прочитайте вслух ,на одном дыхании

-прочитайте, отчётливо выделяя окончания

Б ) Отработка навыков выразительного чтения

— Каким чувством автор наделил эти строки?( грусть, ожидание зимы)

-Прочитайте с грустью; теперь покажите, что вы очень ждёте приход зимы.

В) упражнения для развития речи- работа в парах

-подберите синонимы к слову «блестит»

-подберите антонимы к слову « теряли»

— На какие 2 группы можно разбить эти слова : эпитет, по-моему, я думаю, олицетворения, я считаю, сравнения, мне кажется ?(слова –термины, слова , скоторых нужно начинать ответ)

2. Постановка темы урока.

-Как может быть связано стихотворение с темой нашего урока? ( В произведении «Приёмыш» главный герой – лебедь). Сформулируйте тему нашего урока.

3.Актуализация знаний учащихся

— К какому жанру литературы относится произведение?( рассказ)

Назовите автора и год создания .

— Определите стиль данного рассказа. ( художественный)

— Определите тип текста рассказа.(повествование). Докажите.

1) Лексическая работа

( по цепочке дети объясняют значение некоторых слов , встретившихся в произведении)

Протока, дескать, заводь, сайма, сирота, увечить, приёмыш, пожива, жил бобылём)

2)Работа по содержанию произведения

а) индивидуальный опрос ( тестовая работа)

б) фронтальный опрос учащихся

-Где происходят события?

-Назовите героев рассказа? Кто такой Приёмыш?

-Как лебедь оказался у Тараса?( выборочное чтение)

-Какие отношения сложились между героями?(выборочное чтение)

-Какие изменения произошли в жизни обитателей сторожки с наступлением осени?

в) групповая работа

-Какие чувства испытывал Тарас после того, как лебедь улетел?

1,2 группа — работа с использованием памятки «Глаголы чувств»

3,4 группа- поиск ответа в тексте( выборочное чтение)

4. Постановка проблемной ситуации

-Как вы думаете , что было бы правильнее:

А) Подрезать птице крылья, чтобы он не погиб при перелете, и сделать ручной.

Б) Поступить с лебедем так, как поступил Тарас.

В) Силой удержать в сарае до зимних холодов, оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.

-Можем ли мы сейчас с полной уверенностью ответить на этот вопрос, решить эту проблему?

( Нет, нам надо побольше узнать о лебедях)

5. Решение проблемной ситуации.

А) Сообщение учащихся о лебедях ( внешний вид, размеры)

Б) Обсуждение прослушанной информации

— О каких особенностях лебедей вы сейчас узнали? Помогла ли нам эта информация в решении нашей проблемы? (нет, не помогла)

В) Работа над образом Тараса.

-Тогда давайте обратимся к образу Тараса и попробуем разобраться с этой стороны.

-Каким вы себе его представляете? Почему он решил приютить птицу?

-Выберите из списка слова, которые относятся к Тарасу? ( работа в парах-работа по карточкам , индивидуально у доски — выстраивание схемы )

-Как вы понимаете выражение «князь князем живу»?

-Как Тарас относился к Приемышу? В чем это проявлялось?

-Как он называл лебедя? ( работа в парах — по карточкам, индивидуально у доски — выстраивание схемы )

— Какие средства литературной выразительности использовал автор, вкладывая в уста Тараса красивые слова? (эпитеты) Для чего он это делал? (показать красоту лебедя, доказать сильную привязанность Тараса). А вот как Камиль Сен-Санс показал красоту лебедя с помощью музыки.(звучит музыкальная композиция).

— Что вы представляли во время прослушивания композиции?

-Можно ли не восхищаться такой красотой?

-Один мыслитель сказал , что к красоте можно прикоснуться только сердцем. Относится ли это к взаимоотношениям Тараса и Приемыша?

-Можно ли сказать, что дедушка считал лебедя и пса своей семьей? Почему?(разговаривает с ними, сравнивает с человеком, наделяет человеческими качествами.)

-В чем состоит заключается внутренняя борьба Тараса?( привязанность к Приемышу и необходимость отпустить птицу)

-Почему все-таки отпустил его? Что он знал о лебеде такого, чего не знаем мы? Почему мы до сих пор не можем решить проблемную ситуацию?

Б) Сообщение учащихся о лебедях ( образ жизни).

-Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока?( да, потому что содержание лебедя в неволе , в суровых климатических условиях Урала, очень проблематично)

В) Выяснение позиции автора.

— Как вы думаете осуждает ли автор Приемыша? (нет) .Почему?( для счастья птице нужна свобода, как и человеку)

-Как вы считаете, вернется ли Приемыш весной?

Закончите фразу : « Сострадание к животным так тесно связано с _______ характера». ( добротой)

-Что хотел сказать нам Д.Н. Мамин-Сибиряк своим рассказом?( общение с природой , животными делает человека мудрым, сильным, здоровым телом и душой)

6. Рефлексия.

Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях.

Закончите предложения:

  • Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…

  • Рассказ помог понять…

  • Для меня было сложным…

  • Мне понравилось…

7.Итог урока.

8.Домашнее задание.

Пересказ; сочинить продолжение рассказа

Дополнительное задание: подберите к иллюстрациям отрывки из произведения.

Глаголы, обозначающие тяжелое душевное состояние

Глаголы, обозначающие хорошее душевное состояние

Глаголы, обозначающие положительное отношение

Глаголы, обозначающие отрицательное отношение

грустить

веселиться

любить

сердиться

печалиться

радоваться

уважать

злиться

горевать

торжествовать

восторгаться

ненавидеть

скучать

ликовать

восхищаться

невзлюбить

тосковать

блаженствовать

любоваться

раздражать

страдать

интересоваться

возмущать

досадовать

нравиться

гневить

обижаться

ласкать

расстроиться

оберегать

омрачать

чтить

В какое время года происходили события, описываемые автором?

Зимой

Весной

Осенью

Как называется озеро?

Синее

Светлое

Грязное

Как звали старика?

Иван

Семён

Тарас

Сколько лет жил Тарас на озере?

10

40

5

С кем жил старик на озере?

С собакой

С курицей

С лисой

Как звали собаку?

Тузик

Соболько

Шарик

Какую птицу приютил Тарас?

Лебедя

Утку

Индюка

Как старик назвал птицу?

Прикормыш

Выкормыш

Приёмыш

Где Тарас запер птицу?

В сундуке

В ящике

В избушке

Для чего старик запер птицу?

Чтобы не улетел

Чтобы никто его не увидал

Чтобы не играл с собакой

Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

Остался жить с Тарасом

Улетел в лес

Улетел в тёплую сторону

Слова

Тарас

Приёмыш

умная

 

старый

Божья тварь

князь князем

царская

сирота

вольная

лучший друг человека

утомлённый

бобыль

гуляка

дряхлый

пёстрая

жалкий

гордая

1.Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина до 180 см, Размах крыла лебедей способен достигать 2-метровой длины, масса тела – более 15 килограммов., Известно 6 видов, в Евразии, Америке и Австралии; обитают по берегам пресных водоемов. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь занесён в Красную книгу. Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды. Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, мужества, совершенства. В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, «святым» птицам. Лебедь объявлен национальной птицей Финляндии. Охота на лебедей запрещена.

2.Все лебеди формируют пару раз и навсегда, отчего являются олицетворением верности, красоты и романтики. Год от года лебеди могут пользоваться тем же гнездовьем, прилетая на выбранное место и подправляя свой «дом». Очень преданны выбранным партнерам. В строительстве гнезда, кормлении выводка, воспитании молодняка и его защите принимают участие оба родителя. То есть лебеди крайне верные своей семье. Лебедь в принципе для приручения птица не капризная  Интересно, что угощая — подкармливая , где нибудь с берега пруда, его можно приручить  за несколько дней, а то и за часы. Лебеди очень любят зелень. При содержании в неволе обязательно нужно восполнять потребность в воде, так как большую часть жизни лебедь проводит в водоеме.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here