МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Конспект
урока внеклассного чтения в 5 классе
по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Белкина Татьяна Алексеевна
2010 год
Путешествие по страницам любимой сказки
Урок внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»
Цели: познакомить учащихся с биографией П.П.Ершова и историей создания
сказки «Конёк-Горбунок»; формировать умение анализировать
литературное произведение, аргументировать свой ответ, развивать
логическое мышление, речь учащихся.
I. Слово учителя
Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что неравнодушны к ним и вы.
В этом году мы с вами познакомились с русскими народными сказками, сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна», а также со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
Какое впечатление оставила у вас сказка «Конёк-Горбунок»?
(Выступления учащихся, обмен мнениями)
С именем Петра Павловича Ершова мы знакомимся впервые. Кто же он, автор этой замечательной сказки?
Слайд №2
Пётр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии.
Слайд №3
Он был слабым от рождения. Когда ему исполнилось 10 лет, его отца перевели на службу в Тобольск. Мальчики поразили каменные дома, древний Кремль, городская ярмарка.
В 1830 году он с отличием окончил гимназию и поступил в Петербургский университет. В 1833 году профессор Плетнёв прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки «Конёк-Горбунок», которую Ершов представил ему как курсовую работу. Сказка очень понравилась студентам, а девятнадцатилетний Ершов стал знаменитым. Плетнёв показал её Пушкину, тому она тоже понравилась, он даже произвёл некоторую правку. В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». В общей сложности она выдержала семь изданий.
Слайд №4
В 1836 году Ершов окончил университет и был направлен учителем в свою родную гимназию, а в 1844 году он был назначен инспектором гимназий, хотя он хотел возглавлять свою гимназию. Эта мечта осуществилась только через тринадцать лет. Это было нелёгкое время в жизни Ершова. Ему суждено было влюбиться в дочь бывшего директора гимназии, вдову с несколькими детьми. После женитьбы Ершову пришлось оставить литературную деятельность: надо было изо дня в день думать о материальном обеспечении семьи. Судьбы детей и внуков писателя сложились по-разному, но почти все они тоже были педагогами. Две внучки Ершова, Ольга и Надежда, усыновили детей-инвалидов, отдав им всё тепло своих сердец. До нас дошло несколько фотографий членов семьи поэта и несколько его портретов, выполненных разными художниками.
Слайд № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
В Тобольске и Ишиме свято хранят память о великом земляке. В Тобольске поставлен памятник его сказочным героям, (слайд №12) в 1864 году на сцене Мариинского театра поставлен балет (слайд №13), в 1941 году снят фильм (слайд №14), а в 1947, а затем в 1975 годах снят мультфильм по сказке (слайд №15). В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Ежегодно определяются пять победителей, которым присуждаются денежные вознаграждения, дипломы и символ Премии – скульптурная композиция, изготовленная из кости: Иванушка на Коньке-Горбунке гордо держит Жар-птицу. Вручается она на родине сказочника 6 марта, то есть в день рождения поэта.
Слайд № 16, 17, 18
II.Аналитическая беседа по сказке
-
Что общего между сказкой «Конёк-Горбунок» и русскими народными сказками?
-
В сказках часто встречается число три. В каких случаях оно использовано автором «Конька-Горбунка»? (Три брата, три коня, три котла, три части, три десятка кораблей, три путешествия Ивана).
-
А где встречается цифра семь? (Путешествует Иван каждый раз семь дней).
-
Какое слово использует автор для обозначения этих семи дней? (седмица)
-
Приведите примеры из текста, где использовано это слово.
Вот Иванушка поднялся,
В путь-дорожку собирался,
Взял корыто и пшено,
И заморское вино;
Потеплее приоделся,
На коне своём уселся,
Вынул хлеба ломоток –
Доставать свою жар-птицу
Едут целую седмицу.
-
Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (честность, открытость, настойчивость, упорство, пытливость, терпение). Докажите примерами из сказки, что все эти качества присущи герою.
-
Чем Иван отличается от своих братьев? (трудолюбием, исполнительностью, серьёзностью). Аргументируйте свою точку зрения.
-
Какие качества осуждает автор в своих героях? В ком именно? (ложь, зависть, неумение держать данное слово, неблагодарность).
-
Чему ещё учит сказка? (Настоящей дружбе). Докажите это утверждение.
-
Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья?
-
От кого же зависит наше счастье?
-
Сказка А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Подходит ли данный афоризм сказке «Конёк-Горбунок»?
III. Литературная викторина
Презентация №1
IV. Лексическая работа
В тексте сказки нам встретились фразеологизмы, то есть устойчивые словосочетания. Вот одно из них:
Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери.
Под дождём я весь промок
С головы до самых ног!
-
Что обозначает выражение «сонные тетери»? (Тетеря – просторечное название тетерева. Тетерев во время токования (брачного пения) не слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко подобраться. Отсюда пошло выражение «глухая тетеря», «сонная тетеря»).
-
Какую роль играют фразеологизмы в тексте? (Украшают речь, делают её выразительной, образной)
-
Определите дома значение фразеологизмов «как сыр в масле», «за тридевять земель», «как с гуся вода», «остались рожки да ножки».
Домашнее задание
-
Выписать значения фразеологизмов.
-
Сравнить по содержанию сказку «Конёк-горбунок» и одноимённый мультфильм.
Литература
-
http://imaqes.yandex.ru/yandsearch?text
-
http://www.curbor.su/bioinfo.php?id_auth-798
-
http://rniqostock.com/viewtopic.php?f=68t=77
-
http://www.tonnel.ru/?=qzl&uid=548&op=bio