ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ
ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-
ценностно-ориентационная сфера: приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
-
коммуникативная сфера: владеть навыками создания презентаций, викторины;
-
эстетическая сфера: проявлять эстетический вкус.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, владеть навыками сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
-
познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы;
-
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке;
-
коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Сценарий мероприятия
Ведущий. Дорогие ребята, девизом нашего мероприятия предлагаю взять слова ученого Кантемира «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу». Это высказывание очень точно и метко говорит о том писателе, чьему творчеству посвящен наш литературный вечер.
Начать я предлагаю с кроссворда. Вспомним басни и вставим пропущенные слова.
По вертикали:
-
«На ту беду … близёхонько бежала» (лиса).
-
«Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да косолапый Мишка затеяли сыграть …» (квартет).
-
«Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська).
-
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона).
-
«Вороне где-то Бог послал кусочек…» (сыру).
-
«По улицам … водили, как видно, напоказ» (Слона).
-
«Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки).
-
«Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал …» Кто? (Волк).
Ведущий. Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о жизни и творчестве великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Звучит музыка П. Чайковского «Сентиментальный вальс» (исполн. Г. Кауфман).
Ученик 1. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
«Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий — таков Крылов — писатель конца XVIII века.
Басня «Осел и Соловей»
Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
Ученик 2. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым солдатом, затем ротным писарем, каптенармусом, сержантом. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В 1751 году А. П. Крылов был зачислен рядовым в драгунский полк, стоявший тогда в Оренбургской губернии. Во время
восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине принимал участие в военных действиях, а маленький сын его находился с матерью в осажденном Оренбурге.
В 1774 году А. П. Крылов вышел в отставку и получил назначение на должность председателя Тверского, губернского магистрата. В Твери маленький Крылов воспитывался под надзором матери, по словам самого баснописца, простой женщины, «без всякого образования, но умной от природы». Когда ему исполнилось десять лет, отец умер, и семья осталась бе: всяких средств. Она вынуждена была добывать хлеб насущный услугами в богатых домах, чтением псалтыря. Десятилетнего подростка определили «подканцеляристом» в тот же губернский магистрат, где служил его отец. Крылову пришлось с юных лет познакомиться с нравами провинциальных канцелярий, с казнокрадством и вопиющими злоупотреблениями приказных, столь ненавидимых народом. Мальчику запрещали даже чтение книг, которые он очень любил.
Басня «Ларчик»
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
Ученик 3. Крылов воспользовался первой же возможностью оставить Тверской магистрат и перебраться на службу в столицу, куда семья Крыловых переехала зимой 1782 года. В сентябре следующего года Крылов поступает канцеляристом в Петербургскую казенную палату. Однако не служебная карьера привлекла молодого Крылова в столицу. В нем рано проявилось литературное призвание, горячий интерес к литературе и театру.
В год переезда в Петербург им написана начатая еще в Твери комическая опера в стихах «Кофейница».
В журнале «Утренние часы» Крылов анонимно опубликовал и первые басни: «Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей». Журнал осуществлял широкую программу сатирического обличения дворянско- крепостнического общества.
Политическая обстановка тех лет становилась все более напряженной. Правительство настороженно следило за печатью.
Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Крылова, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года Крылов вернулся в Петербург, в котором и прожил все последующие годы.
Басня «Листы и корни»
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, праве
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своїй
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», —
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
Ученик 4. После наполненной беспокойными событиями молодости жизнь Крылова с возвращением в Петербург входит в однообразное и мирное русло. Крылов принимает активное участие в литературной жизни. Он являлся членом литературных и научных обществ, был близко знаком с виднейшими писателями того времени.
Крылов сближается с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н. Оленина. В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые.
Во время начала царствования Александра I появилась возможность Крылову вновь вернуться к литературной деятельности. Наряду с баснями он в 1806-1807 годах пишет две комедии: «Модная лавка» и «Урок дочкам». Эти драматические произведения проникнуты были горячим патриотическим чувством, стремились возбудить в русском обществе любовь и уважение к своей национальной культуре.
Теперь уже Крылов не дерзкий бунтарь, задевавший стрелами сатиры саму императрицу. Он как бы замыкается в непроницаемую броню, прослыв среди окружающих чудаком и ленивцем. Он мог по целым дням сидеть у окна своей комнаты с излюбленной им трубкой или сигарой или лежать на диване, подолгу раздумывая о течении жизни. О его рассеянности и лени передавались многочисленные слухи и рассказы.
Такая слава ленивца и чудака помогала Крылову укрыться и от назойливого любопытства друзей, и от подозрительности правительства, предоставляя ему свободу для осуществления его творческих замыслов.
Таков был Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец, в молодые годы — смелый и непокорный бунтарь, а в зрелом возрасте вынужден был притаиться, спрятать свои подлинные мысли и чувства под покровом чудака и ленивца, «вполоткрыта» говоря горькую правду об окружающем в своих баснях.
Басня «Кукушка и Петух»
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни — что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Ученик 5. В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование 50-летия его литературной деятельности. В своей речи В. Жуковский, приветствуя баснописца, сказал: «Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет…» Василий Андреевич Жуковский охарактеризовал басни Крылова как «поэтические уроки мудрости», «которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их переживают».
Прослужив в Публичной библиотеке около тридцати лет, Крылов вышел в отставку в марте 1841 года, на 72-м году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове.
Личность Ивана Андреевича Крылова была настолько яркой, неординарной, загадочной, что о нем сочиняли анекдоты, рассказывали легенды. Многие истории дошли до нас, потому что многократно повторялись и были широко известны в литературных кругах.
Вот некоторые из них.
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам, одним словом, мешал слушать).
-
Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
-
Это относится ко мне? — оживился сосед.
-
Ну как вы могли такое подумать! — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
***
Один раз на прогулке Иван Андреевич встретил молодежь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя (он его, скорее всего, не знал) и сказал: «Смотрите, какая туча идет!», а Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду, дождик собирается. То-то лягушки расквакались».
***
Однажды на обеде у царицы Крылов сел за стол и, не здороваясь, начал есть. Жуковский удивленно закричал:
-
Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует!
-
А вдруг не попотчует? — испугался Крылов.
Ученик 6. О рассеянности Крылова ходили легенды. Так, однажды, собираясь на прием к императрице, Иван Андреевич надел новый мундир. Его друг Алексей Николаевич Оленин, придирчиво осмотрев друга, сказал: «Так я и думал! А пуговицы-то!» Оказалось, пуговицы (в те времена продавались завернутыми в кусочки тонкой бумаги) так и были пришиты неразвернутыми, то есть вместе с бумажками.
Над диваном в доме Крылова висела «на честном слове» огромная картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что все рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.
Давая оценку личности Ивана Андреевича Крылова, Константин Батюшков сказал: «Этот человек — загадка, и великая». А Александр Сергеевич Пушкин очень тонко заметил в Крылове «веселое лукавство ума». В этом мы уже убедились и еще не раз убедимся.
Ведущий. Ребята, если вы внимательно слушали, то запомнили, что Крылов очень любил театр. У нас сегодня тоже подготовлены театральные номера по басням Ивана Андреевича. Предлагаем их вашему вниманию.
-
«Ворона и Лисица».
-
«Свинья под Дубом».
-
«Мартышка и очки».
Ведущий. Многие басни Крылова вы уже изучили. А насколько внимательны вы были при их чтении, мы сейчас проверим. Викторина «Басни Крылова» (Презентация).
Ведущий. Закончить наше мероприятие я хочу словами П.А.Вяземского.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Настоящий дар предвидения показал К. Н. Батюшков в своем высказывании об Иване Андреевиче: «Этот человек — загадка, и великая… Его басни переживут века».