Конспект урока по математике в 5 классе

Юрисарова Юлия Григорьевна,

учитель математики

МКОУ «Лицей» г.Калачинска Омской области

Тема урока: Треугольник. Свойство углов треугольника.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Вывести свойство углов треугольника. Сформировать умение использовать эти свойства при решении задач.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Формирование устойчивого познавательного интереса;

  • Ученик получит возможность научиться осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.

Регулятивные:

  • понимание смысла поставленной задачи;

  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

  • умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты:

  • Ученик научится измерять углы треугольников, находить третий угол и определять вид треугольника; обосновывать вывод свойства углов треугольника.

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Ресурсы:

презентация. «Треугольник. Свойство углов треугольника».

Этап (учебная ситуация)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.

СЛАЙД 2

Ещё один общеизвестный треугольник – это «невозможный треугольник», который увековечен в виде скульптуры в д. Опховен, Бельгия. (в центре бельгийской деревни Опховен (Ophoven), где живет в настоящее время художник и математик Матье Хемакерзом (Mathieu Hemaekers)- создатель этой скульптуры.

СЛАЙД 3

И треугольник Пенроуза в городе Перт, Австралия.

СЛАЙД 4

Но мы с Вами поговорим о ВОЗМОЖНЫХ треугольниках.

СЛАЙД 5

Ты на него, ты на меня,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды-трудные дела
Мы трижды совершим.

— О какой геометрической фигуре идет речь и какие фигуры здесь изображены?

Что такое треугольник?

СЛАЙД6

— Назовите элементы треугольника

СЛАЙД 7

— Назовите виды углов, изображенных на рисунке

СЛАЙД 8

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник.

А уж вам- то, как не знать …

Но совсем другое дело –

Очень быстро и умело

Величины всех углов

в треугольнике узнать.

Как думаете, какова тема урока?

СЛАЙД 9

— Какова главная цель урока?

— Какова задача урока?

— Для того чтобы узнать углы треугольника, что нужно сделать?

С помощью какого инструмента можно измерить углы треугольника?

— назовите алгоритм измерения углов.

Слайд 10-12

Дают ответы

Слушают и смотрят презентацию

Называют алгоритм измерения углов

Формулируют тему урока (Треугольник. Свойство углов треугольника)

Формулируют цель (вывести свойство углов треугольника)

Научиться использовать свойство при решении задач

(треугольник – это фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки).

Стороны,вершины углы

Тупоугольные, остроугольные и прямоугольные

Формулируют тему урока (Треугольник. Свойство углов треугольника)

Формулируют цель (вывести свойство углов треугольника)

Научиться использовать свойство при решении задач

-Измерить углы

-транспортира

Называют алгоритм измерения углов:

1. Совместить вершину угла с центром транспортира.

  1. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира ( т. е совместить с 0º).

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

3. Этап решения учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: вывести свойство углов треугольника

Для того, чтобы ответить на вопрос: Чему равна сумма углов треугольника мы проведем исследование

На каждую парту раскладываются модели различных треугольников с опросными листами.

  1. СЛАЙД 13

  2. Исследование 1

  3. Выполнить задания:

    1. Обозначить треугольники

    2. Измерить углы треугольника

    3. Найти сумму углов треугольника

    4. Определить вид треугольника

    5. Сделать выводы

  4. СЛАЙД 14

    1. Исследование 2

    2. Давайте проверим наше предположение ещё одной практической работой.

    3. На столах лежат треугольники. Путем перегибания соберем углы треугольника в одну точку.

    4. — Мы ещё раз убедились, что сумма углов треугольника равна 180º

    5. СЛАЙД 15

    6. СЛАЙД 16

    7. — Чему равен угол равностороннего треугольника?

    8. — Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника?

    9. — Чему равен острый угол прямоугольного, равнобедренного треугольника?

    10. — Почему в треугольнике не может быть двух прямых углов?

    11. — Почему в треугольнике не может быть двух тупых углов?

    12. — Почему в треугольнике не может быть один тупой, а другой прямой угол?

СЛАЙД 17 Физкультминутка

Работают в группах по рабочим листам

Озвучивают свои результаты, делают вывод о том что сумма углов треугольника 180 градусов.

Сгибают треугольник по углам, предположение подтверждается.

Дают ответы

4. Этап закрепления изученного материала. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. СЛАЙД 18-21

Устная (фронтальная работа)

2. СЛАЙД 22 Работа в группах по карточкам

Слайд 23 Проверка задания

Выполняют задания

5. Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Заполняют листы самооценки

Домашнее задание

СЛАЙД 24

С.160 выучить правило, № 582 (1-4), 584.

Найти другие доказательства основного свойства треугольника.

Записывают домашнее задание

Список использованной литературы

  1. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (авт.-сост. Е.А. Ким). – Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Математика: 5 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://sceptic-ratio.narod.ru/po/kn2.htm

  2. http://www.insidepro.com/kk/291/291r.shtml

  3. http://www.shahty.ru/blog/blog_84.html

  4. http://www.100mat.ru/ubb/viewalbum.php?Cat=&Album=208&page=2

  5. http://m.allmystic.ru/page/7080

  6. http://noterror.ru/tag/ostrov/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here