Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе «Б»
Учитель: Есипова С.В.
Дата: 18.12. 2014 г.
Тема: «Буква Ю ю и звуки, которые она обозначает»
Тип урока: ОНЗ
Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой буквы: обозначает два звука [й][у], если находится в начале слова или после другой гласной и обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
Образовательная цель: продолжить обучение учащихся звуко — буквенному анализу слов, делению слов на слоги, работе с предложением, текстом, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся.
Развивающая цель: формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений; учить работать с текстом, отвечать на вопросы; работать индивидуально, в паре; развитие у учащихся познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание, анализ, синтез, обобщение); создавать условия для развития фонематического слуха; формировать личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.
Воспитательная цель: воспитывать уважение друг к другу, родному языку.
Ход урока
Формирование УУД | |||||||||
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | |||||||||
1. Слайд 1 Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся все на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! — Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире звуков и букв. (умение учиться) — Что значит учиться? (делать самому) — А что делает учитель? (помогает, руководит) | — Самоопределение (Л) | ||||||||
— Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? (повторить, то что нам потребуется на уроке) — Посмотрите на доску. Слайд 2 а о у и ы ё я э е — Что можете рассказать об этих буквах? (они обозначают гласные звуки) — Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков? (и е ё я ) — Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков? (а о у ы э) — О каких буквах мы можем сказать, что они особые (хитрые)? Почему? (е ё я) — Мы повторили всё, что нам потребуется сегодня, а открыть новое нам поможет звуковая схема. Давайте её исследуем. Слайд 3 — Посмотрите на звуковую схему. Что вы можете рассказать про это слово? (в этом слове 2 слога, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных, 1 мягкий согл., 1 твёрдый согл.) — Отгадайте загадку и узнаете, что я загадала. Кручусь, верчусь, и мне не лень Вертеться даже целый день. (юла) — Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово на доске. ( у доски работают два человека) — У вас получились разные записи: одни написали йула, другие – юла. | -анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П) -использование знако – символических средств(П) — контроль (Р) — коррекция (Р) — продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками (К) — оценка (Р) – осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)
| ||||||||
— Где возникло затруднение? (при обозначении первого слога, звуков[ йу]) — Что мы должны узнать? (какой буквой обозначить эти звуки) Слайд 4 —Кто догадался с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке? — Как определить тему нашего урока? (буква Ю) -Какие цели надо поставить на урок, что мы должны узнать об этой букве? (вывесить на доску цели:
— Слайд 5 Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем кто был прав. — Эта буква особенная, кто догадался почему? (обозначает два звука) — Как вы думаете, всегда буква ю обозначает два звука? -Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука. — Где стоит буква ю в слове «юла»? (в начале слова) — Это первый секрет буквы. — Слайд 8 – Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. — Как можно назвать мальчика в морской форме? Чтобы точно узнать значение слова «Юнга» давайте обратимся к словарю, я заранее нашла это слово (работа над значением слова) Слайд 9 — Какие картинки остались? Назовите их. (брюки, салют, верблюд) — Где находится буква ю в этих словах. Как вы думаете, какую команду даёт буква ю согласным звукам: читаться мягко или твёрдо. — Составьте схему слова «салют» Проверим (на слайде 8 окно) — Это второй секрет буквы ю. Как его сформулировать? (буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука) -Назовите какой месяц изображён на картинке, если он считается серединой лета (июль) — Я составила схему этого слова, давайте проверим. Обратите внимание, где находится буква ю. -Третий секрет буквы: обозначает два звука после другой гласной. | -анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П) — контроль (Р) — коррекция (Р)
— Целеполагание (Р)
| ||||||||
— Мы открыли три секрета буквы Ю, давайте повторим: Слайд 10 |
| ||||||||
Физминутка |
| ||||||||
Работа по маршрутному листу. — Сейчас мы будем выполнять задание по маршрутному листу, они лежат у вас на партах. Чтобы выполнить работу, вы будете работать в парах.
— Напомните, какие правила работы в парах вы знаете. (Один говорит — другой слушает Свое несогласие высказывай вежливо Работать должны оба) У каждого напечатаны слоги, вам необходимо объединить свои листы и прочитать слова.
— Прочитайте слова, которые у вас получились — Назовите слова, в которых буква ю обозначает два звука. ( юнга, каюта, вьюнок) — Назовите слова, в которых буква ю обозначает мягкость предшествующего согласного звука (салют)
|
| ||||||||
Работа с текстом. — Сейчас мы будем читать текст. Посмотрите на картинку, подумайте, о ком пойдёт речь в тексте?
Юнга. Юркий кораблик «Юла» плывёт к берегу. В тёмном небе – Южный крест. Юра – юнга «Юлы». У Юры уютная каюта и любимый кот Юпитер. Юнга станет матросом. Он будет плавать по морям и океанам. -Докажите, что вы прочитали текст. Придумайте заглавие. Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о названии корабля. — Кто хочет стать юнгой? — Придумайте и задайте вопросы к данному тексту. | анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П) — синтез – составление целого из частей (П) — классификация (П) | ||||||||
Рефлексия. — -Какая цель была на уроке? — С какой новой буквой познакомились? — Почему она особенная? — Что интересного узнали об этом букве? — Если у вас всё получилось, вы всё поняли, прикрепите круг зелёного цвета. Если у вас остались вопросы – жёлтого. Если вам требуется помощь – синего цвета. -Спасибо, вы отлично поработали! | -рефлексия способов и условий действия (П) -самооценка на основе критерия успешности (Л) |