Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе «Б»

Учитель: Есипова С.В.

Дата: 18.12. 2014 г.

Тема: «Буква Ю ю и звуки, которые она обозначает»

Тип урока: ОНЗ

Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой буквы: обозначает два звука [й][у], если находится в начале слова или после другой гласной и обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Образовательная цель: продолжить обучение учащихся звуко — буквенному анализу слов, делению слов на слоги, работе с предложением, текстом, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся.

Развивающая цель: формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений; учить работать с текстом, отвечать на вопросы; работать индивидуально, в паре; развитие у учащихся познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание, анализ, синтез, обобщение); создавать условия для развития фонематического слуха; формировать личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательная цель: воспитывать уважение друг к другу, родному языку.

Ход урока

Деятельность учителя

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

1. Слайд 1

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

— Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире звуков и букв. (умение учиться)

— Что значит учиться? (делать самому)

— А что делает учитель? (помогает, руководит)

— Самоопределение (Л)

— Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? (повторить, то что нам потребуется на уроке)

— Посмотрите на доску. Слайд 2

а о у и ы ё я э е

— Что можете рассказать об этих буквах?

(они обозначают гласные звуки)

— Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков? (и е ё я )

— Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков? (а о у ы э)

— О каких буквах мы можем сказать, что они особые (хитрые)? Почему? (е ё я)

— Мы повторили всё, что нам потребуется сегодня, а открыть новое нам поможет звуковая схема.

Давайте её исследуем. Слайд 3

— Посмотрите на звуковую схему. Что вы можете рассказать про это слово? (в этом слове 2 слога, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных, 1 мягкий согл., 1 твёрдый согл.)

— Отгадайте загадку и узнаете, что я загадала.

Кручусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день.

(юла)

— Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово на доске.

( у доски работают два человека)

— У вас получились разные записи: одни написали йула, другие – юла.

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П)

-использование знако – символических средств(П)

— контроль (Р)

— коррекция (Р)

— продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками (К)

— оценка (Р)

осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

— Где возникло затруднение? (при обозначении первого слога, звуков[ йу])

— Что мы должны узнать? (какой буквой обозначить эти звуки) Слайд 4

Кто догадался с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

— Как определить тему нашего урока?

(буква Ю)

-Какие цели надо поставить на урок, что мы должны узнать об этой букве?

(вывесить на доску цели:

  • Познакомиться с новой буквой и звуками, которые она обозначает;

  • научиться отличать их от других звуков;

  • учиться читать слова, слоги и предложения с новой буквой

  • развивать речь, внимание и память)

Слайд 5 Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем кто был прав.

— Эта буква особенная, кто догадался почему? (обозначает два звука)

— Как вы думаете, всегда буква ю обозначает два звука?

-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.

— Где стоит буква ю в слове «юла»?

(в начале слова)

— Это первый секрет буквы.

— Слайд 8 – Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их.

— Как можно назвать мальчика в морской форме? Чтобы точно узнать значение слова «Юнга» давайте обратимся к словарю, я заранее нашла это слово (работа над значением слова) Слайд 9

— Какие картинки остались? Назовите их. (брюки, салют, верблюд)

— Где находится буква ю в этих словах. Как вы думаете, какую команду даёт буква ю согласным звукам: читаться мягко или твёрдо.

— Составьте схему слова

«салют» Проверим (на слайде 8 окно)

— Это второй секрет буквы ю. Как его сформулировать? (буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

-Назовите какой месяц изображён на картинке, если он считается серединой лета (июль)

— Я составила схему этого слова, давайте проверим. Обратите внимание, где находится буква ю.

-Третий секрет буквы: обозначает два звука после другой гласной.

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П)

— контроль (Р)

— коррекция (Р)

— Целеполагание (Р)

— Мы открыли три секрета буквы Ю, давайте повторим: Слайд 10

Физминутка

Работа по маршрутному листу.

— Сейчас мы будем выполнять задание по маршрутному листу, они лежат у вас на партах. Чтобы выполнить работу, вы будете работать в парах.

— Напомните, какие правила работы в парах вы знаете.

(Один говорит — другой слушает

Свое несогласие высказывай вежливо

Работать должны оба)

У каждого напечатаны слоги, вам необходимо объединить свои листы и прочитать слова.

са

та

Юн

га

каю

лют

вью

нок

— Прочитайте слова, которые у вас получились

— Назовите слова, в которых буква ю обозначает два звука. ( юнга, каюта, вьюнок)

— Назовите слова, в которых буква ю обозначает мягкость предшествующего согласного звука (салют)

Работа с текстом.

— Сейчас мы будем читать текст. Посмотрите на картинку, подумайте, о ком пойдёт речь в тексте?

Юнга.

Юркий кораблик «Юла» плывёт к берегу. В тёмном небе – Южный крест.

Юра – юнга «Юлы». У Юры уютная каюта и любимый кот Юпитер. Юнга станет матросом. Он будет плавать по морям и океанам.

-Докажите, что вы прочитали текст.

Придумайте заглавие.

Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о названии корабля.

— Кто хочет стать юнгой?

— Придумайте и задайте вопросы к данному тексту.

анализ объектов с целью выделения существенных признаков (П)

— синтез – составление целого из частей (П)

— классификация (П)

Рефлексия.

— -Какая цель была на уроке?

— С какой новой буквой познакомились?

— Почему она особенная?

— Что интересного узнали об этом букве?

— Если у вас всё получилось, вы всё поняли, прикрепите круг зелёного цвета.

Если у вас остались вопросы – жёлтого. Если вам требуется помощь – синего цвета.

-Спасибо, вы отлично поработали!

-рефлексия способов и условий действия (П)

-самооценка на основе критерия успешности (Л)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here