Урок русского языка в 3 классе по теме: «Личные местоимения»
Цели:
— закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
— познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
— упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
— воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
— развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Повторение изученного материала.
Мин.чистописания
3. Сообщение темы урока
— Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Какая? Попробуйте догадаться (чтение стихотворения).
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
— Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
(Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)
— Для чего существуют местоимения в речи?
— Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
— Обобщите, пожалуйста, сказанное — расскажите правило, что вы знаете о местоимениях (учебник стр.10).
— Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. «Личные местоимения».
4. Изучение нового материала.
1) с. 12 упр. 20
— Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного?
— Какого рода местоимения он, она, оно? (Муж., ж., ср. рода).
-Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.
2) — Послушайте стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
3) Закрепление новой темы.
— Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»? ( Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).
— В «Толковом словаре» Ожегова записано:
1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный — касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
— Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
4)Работа по учебнику. с. 12 упр. 21
Физминутка (сидя).
— Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) (иллюстрацию с цветами).
— Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.
5) Игра «Четвёртое — лишнее».
— Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (Записано на доске)
Я, они, на, ты
Но, оно, она, они
Я, Яна, ты, вы
Он, она, они, оно
Мы, я, вы, они
Он, она, они, мы
— Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).
Самостоятельная работа.
1) с.15 упр.29
Итог урока.
— Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
-Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
-Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
-У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Отметки за урок.
— Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь «вместе весело шагать по просторам..!»
Д.з с. 13 упр.23, правило с. 8,10, 13 .
с. 13 упр. 24 (устно.),