Урок русского языка в 3 классе по теме: «Личные местоимения»

Цели:

— закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

— познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;

— упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

— воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;

— развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Повторение изученного материала.

Мин.чистописания

3. Сообщение темы урока

— Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Какая? Попробуйте догадаться (чтение стихотворения).

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать — не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, —

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

— Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

(Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)

— Для чего существуют местоимения в речи?

— Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

— Обобщите, пожалуйста, сказанное — расскажите правило, что вы знаете о местоимениях (учебник стр.10).

— Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. «Личные местоимения».

4. Изучение нового материала.

1) с. 12 упр. 20

— Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного?

— Какого рода местоимения он, она, оно? (Муж., ж., ср. рода).

-Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

2) — Послушайте стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они —

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

3) Закрепление новой темы.

— Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»? ( Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).

— В «Толковом словаре» Ожегова записано:

1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный — касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

— Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

4)Работа по учебнику. с. 12 упр. 21

Физминутка (сидя).

— Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) (иллюстрацию с цветами).

— Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

5) Игра «Четвёртое — лишнее».

— Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (Записано на доске)

Я, они, на, ты

Но, оно, она, они

Я, Яна, ты, вы

Он, она, они, оно

Мы, я, вы, они

Он, она, они, мы

— Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

Самостоятельная работа.

1) с.15 упр.29

Итог урока.

— Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

-Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

-Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

-У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Отметки за урок.

— Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь «вместе весело шагать по просторам..!»

Д.з с. 13 упр.23, правило с. 8,10, 13 .

с. 13 упр. 24 (устно.),

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here