Лютова Ирина Аркадьевна
МБОУ НОШ – ДС «Надежда» г. Вязьмы Смоленской области
Учитель начальных классов
ТЕМА: Знакомство с орфограммой « Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы.
Цель: 1) дать учащимся представление о способах проверки правописания согласных на конце слова
2) учить различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание.
3) учить анализировать собственную учебную деятельность.
4) развивать внимание, память, творческое мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
5) воспитывать наблюдательность.
Ход
I Орг.момент
II Словарная работа
— Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Пельмени, ветчина, конфета, коктейль.
— Проверяем Слайд 1
— В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?
— Какую орфограмму в них подчеркнем? Слайд 2
— Интересные исследования провели наши дети, узнав, откуда пришли эти слова в русский язык и что они означают
— Давайте их выслушаем Слайд 3-5
III Чистописание
— Назовите парные согласные звуки русского языка
— Запишите буквы этих звуков
IV Сообщение темы и цели урока
— Какие орфограммы уже встретились сегодня на уроке?
— Прочитайте название новой орфограммы. Сформулируйте тему урока Слайд 6
— Поставьте цель, чему мы научимся? ( видеть орфограмму, правильно писать слова с новой орфограммой)
V Работа над новым материалом
— Попробуем сами найти новую орфограмму в словах. А поможет нам текст упр. 238.
— Прочитайте слова первого столбика
— Проанализируйте, какой звук слышится на конце каждого слова. А какая буква пишется? Кто даст образец ответа?
— Сравним произношение последнего согласного звука с его обозначением на письме в словах: арбуз, клюв, сад.
— Что замечаете? Слайд 7
— Сравните произношение последнего согласного звука и его обозначения на письме в словах: шкаф, кот, мост.
— Что замечаете?
— Как же вы считаете, что нужно сделать, чтобы выбрать правильную букву?
— Правильно.
— Предположите, какие слова можно считать проверочными? Выдвигайте гипотезы. Слайд8
-
Возможно, проверочным будет любое родственное слово.
-
Допустим, проверочным будет слово с гласным звуком после сомнительного согласного
— Кто же прав?
— Что нужно сделать, чтобы проверить правильность гипотез?
— В этом снова поможет упр. 238
— Прочитайте 1-ую строчку слов.
— В каких словах мы слышим звук [з] четко и ясно?
— Значит, это какие слова?
— Запишем эту строчку с комментированием
— В каком слове есть орфограмма?
— Как мы ее подчеркиваем?
-Назовите проверочные слова
— Почему согласный звук теперь слышится четко и ясно? – Какие буквы помогли проверить?
— Мы их будем подчеркивать двумя черточками. Благодаря этим помощницам, мы не ошибаемся в написании.
— Запишем остальные слова и обозначим орфограмму.
— Сделаем вывод самостоятельно.
— Как правильно написать согласную букву на конце слова?
Работа над правилом
— Сравним свой вывод с правилом учебника.
— Прочитайте правило на стр. 138.
— Наш вывод совпал с правилом?
— О каких согласных идет речь в правиле?
— Как проверить парную согласную букву на конце слова?
— Приведите свои примеры.
— В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово.
— Прочитайте дальше на стр. 138 в серой рамочке.
— Это однокоренные слова?
VI. Первичное закрепление.
— Прочитайте проверочные слова.
— Догадайтесь, к каким словам они являются проверочными?
Вывод
— Какое правило помогло вам выполнить это задание?
— Домашнее задание: продолжите исследование. Постарайтесь подобрать как можно больше слов с новой орфограммой. Посмотрите вокруг. Поспрашивайте взрослых. Можно работать совместно друг с другом.
VII. Творческая работа.
— А сейчас нас ждет творческая работа.
— Вы попробуете составить стихотворение о животных.
— Что используется при составлении стихотворений? Слайд 9
— Постарайтесь подобрать рифму к 1-ой части стихотворения.
— Запишите двустишие, вставляя пропущенные буквы.
— А может быть кто-то заметил еще слова с новой орфограммой?
VIII. Рефлексия.
Продолжайте фразы:
— «Я узнал на уроке ………»
— « Мне хотелось бы узнать………..»
— Какое правило мы вывели? Какого результата достигли?