Лютова Ирина Аркадьевна

МБОУ НОШ – ДС «Надежда» г. Вязьмы Смоленской области

Учитель начальных классов

ТЕМА: Знакомство с орфограммой « Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы.

Цель: 1) дать учащимся представление о способах проверки правописания согласных на конце слова

2) учить различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание.

3) учить анализировать собственную учебную деятельность.

4) развивать внимание, память, творческое мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

5) воспитывать наблюдательность.

Ход

I Орг.момент

II Словарная работа

— Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Пельмени, ветчина, конфета, коктейль.

Проверяем Слайд 1

В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?

— Какую орфограмму в них подчеркнем? Слайд 2

— Интересные исследования провели наши дети, узнав, откуда пришли эти слова в русский язык и что они означают

— Давайте их выслушаем Слайд 3-5

III Чистописание

— Назовите парные согласные звуки русского языка

— Запишите буквы этих звуков

IV Сообщение темы и цели урока

— Какие орфограммы уже встретились сегодня на уроке?

— Прочитайте название новой орфограммы. Сформулируйте тему урока Слайд 6

— Поставьте цель, чему мы научимся? ( видеть орфограмму, правильно писать слова с новой орфограммой)

V Работа над новым материалом

— Попробуем сами найти новую орфограмму в словах. А поможет нам текст упр. 238.

— Прочитайте слова первого столбика

— Проанализируйте, какой звук слышится на конце каждого слова. А какая буква пишется? Кто даст образец ответа?

— Сравним произношение последнего согласного звука с его обозначением на письме в словах: арбуз, клюв, сад.

— Что замечаете? Слайд 7

— Сравните произношение последнего согласного звука и его обозначения на письме в словах: шкаф, кот, мост.

— Что замечаете?

— Как же вы считаете, что нужно сделать, чтобы выбрать правильную букву?

— Правильно.

— Предположите, какие слова можно считать проверочными? Выдвигайте гипотезы. Слайд8

  • Возможно, проверочным будет любое родственное слово.

  • Допустим, проверочным будет слово с гласным звуком после сомнительного согласного

— Кто же прав?

— Что нужно сделать, чтобы проверить правильность гипотез?

— В этом снова поможет упр. 238

— Прочитайте 1-ую строчку слов.

— В каких словах мы слышим звук [з] четко и ясно?

— Значит, это какие слова?

— Запишем эту строчку с комментированием

— В каком слове есть орфограмма?

— Как мы ее подчеркиваем?

-Назовите проверочные слова

— Почему согласный звук теперь слышится четко и ясно? – Какие буквы помогли проверить?

— Мы их будем подчеркивать двумя черточками. Благодаря этим помощницам, мы не ошибаемся в написании.

— Запишем остальные слова и обозначим орфограмму.

— Сделаем вывод самостоятельно.

— Как правильно написать согласную букву на конце слова?

Работа над правилом

— Сравним свой вывод с правилом учебника.

— Прочитайте правило на стр. 138.

— Наш вывод совпал с правилом?

— О каких согласных идет речь в правиле?

— Как проверить парную согласную букву на конце слова?

— Приведите свои примеры.

— В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово.

— Прочитайте дальше на стр. 138 в серой рамочке.

— Это однокоренные слова?

VI. Первичное закрепление.

— Прочитайте проверочные слова.

— Догадайтесь, к каким словам они являются проверочными?

Вывод

— Какое правило помогло вам выполнить это задание?

— Домашнее задание: продолжите исследование. Постарайтесь подобрать как можно больше слов с новой орфограммой. Посмотрите вокруг. Поспрашивайте взрослых. Можно работать совместно друг с другом.

VII. Творческая работа.

— А сейчас нас ждет творческая работа.

— Вы попробуете составить стихотворение о животных.

— Что используется при составлении стихотворений? Слайд 9

— Постарайтесь подобрать рифму к 1-ой части стихотворения.

— Запишите двустишие, вставляя пропущенные буквы.

— А может быть кто-то заметил еще слова с новой орфограммой?

VIII. Рефлексия.

Продолжайте фразы:

— «Я узнал на уроке ………»
— « Мне хотелось бы узнать………..»

— Какое правило мы вывели? Какого результата достигли?

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here