Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Урок 107 (81).
Тема: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Цель:
– развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков.
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
| 3 3 Блицопрос. – Закончите предложения: а) Звуки речи делятся на … (гласные и согласные). б) Гласные звуки бывают … (ударные и безударные). в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и …(твёрдые и мягкие, глухие и звонкие). г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и … (парные и непарные). д) Непарные мягкие звуки – это … ([ч], [щ], [й]). е) Не обозначают звуков буквы … (ь и ъ).
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.
| 1 3 3 – Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 185. – Прочитайте название раздела. – Какие буквы (ь и ъ) соответствуют каким стульям? – Как в кадре передаётся ощущение мягкости? А твёрдости? – Приведите примеры мягких звуков. – Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме. (С помощью мягкого знака.) Учитель записывает на доске букву ь. (Пользуемся магнитной азбукой) – Есть ли другие способы? (Специальные буквы гласных.) – Назовите эти буквы. (е, ё, ю, я, и.) Учитель записывает на доске: буквы гласных е, ё, ю, я, и. (Пользуемся магнитной азбукой)
– Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков на письме? Один, два или больше? Как вы думаете, когда мы сможем с полной уверенностью дать себе ответ на этот вопрос? (в конце урока)
– Давайте на доске в виде темы запишем ПРОБЛЕМУ нашего урока.
Ученики называют тему: «Способы обозначения мягкости согласных».
– Давайте спланируем нашу дальнейшую деятельность . Учитель на доске составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
— Проблемная ситуация для постановки проблемы урока в виде темы или цели.
—Планирование деятельности |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1 3 4 3 1 3 1. Работа в учебнике.
Упр. 185 – закрепляется умение находить мягкие согласные в словах и определять способы обозначения мягкости. Коллективно вырабатывается алгоритм работы с опорой на задания учебника. а) – Прочитайте слово. б) – Запишите его. в) – Найдите в нём буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. г) – Отметьте их зелёной точкой (как выполняли в «Букваре»). д) – Определите (если есть) буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки. е) – Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных. (Буквы гласных е, ё, и, ю, я или буква ь.) Подчеркните эти буквы. Сделайте вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, и, ё, ю, я и буква ь.
Давайте обратимся к первой части правила на стр. 125 учебника и посмотрим, совподает ли наше мнение с мнением авторов учебника.
2. Самостоятельная работа с опорой на записи на слайде (доске). На слайде слова: Люстра, пальто, морковь, вишня, сирень ,земля , конь.
– Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. Проверка работы. На слайде появляются две группы: Люстра, сирень, земля. Пальто, морковь, сирень, конь. – Какое слово выписали дважды? Почему? – Отметьте точками буквы мягких согласных звуков, подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных. 3 Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока.
| Задание № 1, тема 14 в Рабочей тетради. – Назовите вариант ответа. Обоснуйте свой выбор. – В каких ещё словах мягкость согласного не зависит от буквы гласного? (Чудеса, щавель – звуки [ч’] и [щ’] всегда мягкие.) – Какими способами обозначена мягкость согласных в слове ща-вель? (Буквой гласного е и буквой ь.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
V. Домашнее задание.
|
Упр. 167 («Дидактический материал»).
|
|
Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
© ООО «Баласс», 2012