Технологическая карта урока
Учитель: Бондарева Марина Васильевна
МБОУ СОШ № 14 г. Азова
Класс: 2
Предметная область: русский язык, УМК «Гармония»
Тема урока: «Обобщение по теме: «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
— формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;
— выявлять сущность, особенности объектов;
— обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
— формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
— развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
— формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
— развивать умение слушать и понимать других;
— оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— закрепить умение видеть орфограмму в корне слова;
— обобщить знания об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной и парного согласного в корне слова.
Планируемый результат: уметь решать орфографические задачи в корне слова.
Основные понятия: «орфограмма», «корень», «безударный гласный», «парный согласный», «проверочное слово», «проверяемое слово», «текст».
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
-
основные: карточки для работы в парах;
-
дополнительные: ПК учителя, проектор, экран.
Организация учебного пространства: работа с классом, в парах, индивидуальная.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД | |||||
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
| Задача учителя: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу», вызвать положительную эмоциональную направленность; повышать уровень учебной мотивации. | Коммуникативные, личностные. | ||||
2. Создание проблемной ситуации. | На основе соотнесения полученных знаний и поставленной проблемой, подвести к её решению.
Читает записку, составленную мальчиком для своего друга.
| Вступают в диалог с учителем. Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
| Задача учителя: создать условия для решения проблемной ситуации. -Я хочу рассказать вам историю. Дима написал своему другу Коле записку. Коля! Приходи вечером на площатку с мечом, сыграем.
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Вечером ребята собрались на площадке. «Мяч будет, — сказал товарищам Дима. – Коля принесёт». Коля пришёл, но в руках он держал не мяч, а деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол. — Почему так случилось? (Дима неправильно написал слово, поэтому Коля принёс не тот предмет). | Регулятивные, личностные, предметные. | ||||
3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения
| Предлагает практическим способом спроектировать работу. С помощью подводящего диалога направляет учеников к выходу из затруднения.
| Наблюдают за словами, решают орфографические задачи в словах. | Задача учителя: создать условия для выявления причины затруднения, практическим способом спроектировать дальнейшую работу по выходу из затруднения. —Какого правила не знал Дима? (Дима не знал правила правописания безударной гласной в корне слова). -Как правильно записать это слово? У доски ученик записывает слово с объяснением: Мяч – с мячớм -Ребята, а кто заметил в записке ещё одну ошибку? (Ошибка в слове на площадку). -Какое правило надо знать, чтобы не допустить подобную ошибку? (Надо знать правило правописания парного согласного в корне слова). -Запишите это слово правильно. У доски ученик записывает слово с объяснением: Площади – на площадку | Регулятивные, коммуникативные, предметные. | ||||
4. Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми. | Побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует цель урока, составляет совместно с обучающимися план урока.
| Опираясь на полученные знания, формулируют тему, цель урока, составляют план урока.
| Задача учителя: создать условия для определения детьми темы занятия. — Исходя из двух проблем, с которыми мы столкнулись при чтении записки, сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударного гласного и парного согласного в корне слова). -Какую цель поставите перед собой на уроке? (Учиться правильно писать слова с безударным гласным и парным согласным в корне слова). — Верно, ребята, правила правописания безударной гласной и парного согласного в корне слова вы уже знаете. Наша цель – закрепить и обобщить эти знания, чтобы они остались в вашей памяти навсегда. —А помогут нам в этом необычные предложения. -В течение урока мы будем отвечать на следующие вопросы. | Коммуникативные, предметные. | ||||
5. Актуализация знаний. | Подводит обучающихся к актуальности данной темы. | Доказывают актуальность своих знаний и умений. | Задача учителя: актуализировать субъектный опыт детей. — Ребята, а зачем вам надо знать правила правописания безударной гласной и парного согласного в корне слова? Может, можно обойтись и без этих знаний? (Чтобы в жизни не попасть в подобную ситуацию, в которой оказались мальчики. Писать на родном языке с ошибками стыдно). | Познавательные, коммуникативные. | ||||
6.Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний.
| Организует фронтальный опрос, работу в парах со скороговорками, с пословицами | Обобщают знания о правописании безударной гласной в корне. Работают со скороговоркой. | Задача учителя: создать условия для закрепления знаний и умений и применения их на практике; обогатить субъективный опыт детей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
1)Повторение изученного о правописании безударной гласной в корне слова. Фронтальный опрос по схеме. -Давайте, опираясь на схему, вспомним всё о правописании безударной гласной, проверяемой ударением.
2)Работа со скороговоркой (в парах по карточкам).
— Ребята, прочитайте это необычное предложение. — А почему оно необычное? (Это скороговорка). — Давайте все вместе проговорим скороговорку. А теперь попробуйте повторить скороговорку в быстром темпе 3 раза только тихо. — Кто покажет нам своё умение и повторит скороговорку быстро 3 раза перед всем классом? (Вызывается 2-3 ученика) -Молодцы. А теперь я изменю задание. Вы будете актёрами. Проговорите скороговорку с чувством радости. Не забывайте следить за выражением лица, оно должно соответствовать настроению. — Теперь проговорите скороговорку грустно.
3)Физминутка. Задача учителя: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей. — А теперь представим, что мы на лугу и косим траву. Встаньте. Давайте слова скороговорки сопровождать движениями. — Скосили траву и вдруг на цветке увидели бабочку! Я произношу слова, а вы движениями, жестами, мимикой показываете то, что слышите. Ах, какая красота! Посмотри-ка ты сюда. Видишь, бабочка какая? Разноцветная такая, Что неможно глаз отвесть! Сколько красок в мире есть! Ой! Вспорхнула, улетела… Эй, взгляни! На кустик села. -Отдохнули, присаживайтесь за парты.
— Продолжим работу по карточкам. Можете работать в парах, тихонько помогать друг другу, если есть в этом необходимость. — Найдите и назовите слова с безударным гласным в корне слова. Но прежде, чем начнёте работу, вспомните, что надо обязательно сделать? (Поставить ударение, выделить корень). — Называйте слово и под ним пишите проверочное. Кто затрудняется, проверяйте на экране. Косит – коси, косы – коса, росы – роса.
4)Вывод. — Давайте подведём итог. Как же проверить безударный гласный в корне слова?
5)Повторение изученного о правописании парного согласного в корне слова. Фронтальный опрос по схеме. — Опираясь на схему, вспомним всё о правописании парного согласного в корне.
6)Работа с пословицами. — Ребята, прочитайте предложение. Как можно назвать это предложение? (Это пословица). — Кто сможет объяснить смысл пословицы? (Надо стараться всё делать вовремя). — А теперь решим орфографическую задачу и закроем окошко. Выписываете в тетрадь слово с пропущенной буквой и рядом пишите проверочное.
7) Комментированное письмо. — Вставляем парный согласный ж, проверочное слово: ложечка. — Прочитайте вторую пословицу. Объясните, как вы понимаете её смысл? (Терпение и труд помогут добиться всего в жизни). — Кто решит орфографическую задачу в слове? — Вставим парный согласный д, проверочное слово: трудиться, труды. Ложечка – ложка, труды – труд.
8)Вывод. — Подведём итог. Как же проверить парный согласный в корне слова?
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные, предметные. | ||||
7.Применение знаний и умений в новой ситуации. | Организация работы с текстом (доказательство, что это текст), с пословицами, подбор слов на изученные орфограммы. | Работа с текстом: доказательство, что предложения связаны по смыслу, определение темы, основной мысли, подбор заголовка. Выписывание слов на изученные орфограммы. | Задача учителя: проверить знания по теме; формировать умение вносить необходимые коррективы в работу.
Работа с текстом.
— Скажите, ребята, а можем ли мы эту запись назвать текстом? — Обоснуйте свой ответ. (Да, можем. Все предложения связаны по смыслу. Можно определить тему (Саша мастерил змея), основную мысль (если чего-то хочешь добиться, не отступай перед трудностями), можно озаглавить. — Ребята, а какая из двух пословиц подойдёт для нашего заголовка? (Вторая) -Выпишите из текста по одному слову на правописание безударного гласного и парного согласного в корне слова. Ставить – к выставке, мастер – мастерил, сдался – не сдавался, трудился – труд, полёт – полетел.
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные, предметные. | ||||
6. Рефлексия деятельности (итог урока) | Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. | Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы, заполняя листы самооценки. | Задача учителя: проверить знания по теме; формировать умение вносить необходимые коррективы в работу, её оценки и учёта характера сделанных ошибок; создать ситуацию успеха каждому ребёнку. — Какую цель в начале урока мы ставили перед собой?(Учиться правильно писать слова с безударной гласной и парным согласным в корне слова). — Как вы думаете, вы справились с поставленной целью? -Спасибо, ребята за урок, вы сегодня все старались работать, успешно справлялись с различными заданиями. Я думаю, мы сегодня на уроке сделали ещё один шаг к достижению своей цели: стать грамотными людьми. — Заполните листы самооценки. | Регулятивные. |