Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №10 г.Волгограда
Задания для викторины по русскому языку .
4 класс
подготовила
учитель начальных классов
Цветкова Светлана Анатольевна
Г.Волгоград
2013 г
Задания для викторины по русскому языку .
ЧастьА
Часть А содержит 10 заданий (А1-А10). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный.
А1. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная О в корне слова?
1)в…дица, д…машний, пос…дить
2) г…рдиться, к…вры, стр…на
3) бр…дить, д…машний, д…бро
4)х…лмы, под…рить, хл…пушка
А2.Выберите группу слов, которые при письме нельзя перенести.
-
Юля, рожь, пирог
-
ветвь, юля, мина
-
окно, бьёт, платье
-
якорь, юла, Майя
А3. Выберите словосочетание, в котором слова употребляются в переносном смысле.
-
шёлковое платье
-
шёлковый платок
-
шёлковые волосы
-
шёлковая ткань
А4.Укажи слово, в котором есть приставка.
1)полено
2)поёт
3)полная
4)помытый
А5. В каком предложении глаголы употреблены в форме единственного числа настоящего времени?
-
Мы зажгли лампу и сели пить чай.
-
Надо мной летала огромная муха и противно жужжала.
3) Летний вечер манит прохладой и успокаивает.
4) Часы весело тикают на стене, отсчитывают минуты за минутами.
А6. Укажи слово, в котором есть нулевое окончание:
1)пирожок
2)картошка
3) товарищи
4) ковром
А7. Отметь слово, в котором одинаковое количество звуков и букв.
-
акация
-
петлять
-
солнце
-
январь
А8. В каком ряду все слова являются однокоренными?
1)торговцы, торговать, восторг
2)оса, осиный, подосиновик
3)принёс, переноска, несушка
4)включить, ключи, заключение
А9.Выбери «лишнее» слово:
-
сложная
-
прямая
-
станция
-
простая
А10.Значение «рисунок, используемый для оформления книг и других печатных изданий» имеет слово…
1)иллюстрация
2)картинка
3)иллюминация
4)изображение
Часть В
Часть В состоит из 5 заданий (В1-В5). Их выполнение требует от вас больших усилий, чем выполнение заданий части А. К заданиям этой части вами должен быть дан краткий ответ.
В1. Образуй форму множественного числа.
-
Лист- ____________
-
Зуб- _____________
-
Хлеб — ____________
-
Корень — __________
-
Пропуск — __________
В2.Отгадайте фразеологические (устойчивое сочетание слов) загадки. Запишите отгаданное слово.
1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Ответ: _________________________
2.Её толкут в тупее или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; иногда люди выходят из неё сухими.
Ответ: ___________________
3.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Ответ: ___________________
4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Ответ: ___________________
В3. Подбери глаголы-сказуемые, подходящие по «голосу» птицы, и запишите их в нужной форме рядом с названием птицы.
1.Ворона ___________________.
2.Голубь ___________________.
3.Жаворонок ________________.
В4. Допишите предложения, подобрав глагол, противоположный тому, который дан в скобках.
1.От хозяйского глаза и конь ___________________ (злится).
2.Рано встаёт, да поздно ____________________ (разувается).
3. Ленивый сидя спит, лёжа ____________________ (отдыхает)
4. Хороший товар сам себя ____________________ (ругает).
5. Пустое зёрнышко вверх ____________________ (тонет).
В5. Запиши текст, раскрывая скобки.
По шумн__авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув лёгк__ тюль, (выглядывать) забавн___шимпанзе. Всё это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (тюль).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть С
В части С содержится одно задание (С1), выполнение которого, несомненно, вас заинтересует.
С1. В слове выпиливать скрыты два слова. Это глагол прошедшего времени множественного числа и глагол, который употребляется только в побудительных предложениях. Эти глаголы пишутся одинаково, но у них разные ударные слоги, и они совершенно разные по лексическому значению. Образуй их. Для этого нужно убрать некоторые буквы.
Составь с каждым из слов предложение.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы:
1.Орфографический словарь. Д.Э.Розенталь.
2.Школьный словообразовательный словарь русского языка.
3.Этимологический словарь русского языка для школьников.