Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №471

Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока технологии по ФГОС.

Тема: «Физиология питания»

5 класс

подготовила учитель технологии

Свирид Нила Васильевна

г. Санкт-Петербург
2015

Технологическая карта урока

Учитель:

Свирид Н. В.

Предмет:

Технология

Класс:

5

Автор УМК:

Сасова И.А.

Тема урока:

Физиология питания.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о процессе пищеварения и обмене веществ.
Научить применять полученные знания на практике.

Воспитательные:

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

Развитие системного мышления в процессе кулинарной обработки продуктов.

Планируемые результаты:

Личностные:

Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со сверстниками и учителем.
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности.

Предметные:

Рациональное использование учебной и дополнительной информации для применения полученных знаний на практике.
Освоение новых знаний о физиологии питании, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.
Приобретение умения — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.

Метапредметные:

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Познавательные — умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат.
Коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем.
Познавательные — выполнение работы по выявлению наиболее ценных в пищевом отношении пищевых продуктов.

Межпредметные связи:

Природоведение
Мировая художественная культура (МХК)
Изобразительное искусство (Рисование)

Формы деятельности:

Фронтальная
Групповая

Формы обучения:

Деятельностный способ обучения

Ресурсы:

Основные:

ПК учителя
Интерактивная доска
Презентация по теме
Программное обеспечение
УМК

Дополнительные:

Раздаточный материал

Тип урока:

I. Урок первичного предъявления новых знаний

Цель:

Знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками.

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок,
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно дается учение.

Психологический настрой:
— А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и
помогает вам.

Нравственно-этического оценивания.

Формулирование познавательной цели

Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Умение контролировать свои действия.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В начале урока учителю предлагается разделить класс на 2-4 команды в зависимости от посадки уч-ся (кейс- метод) и вытащить команде карточку с ситуацией или с условием:
— Вы оказались на тропический остров
— Вы пошли в поход
— Вы получили кусок земли с условием проживания на нем
— …..
Что вам необходимо в первую очередь? (Обсуждение команд около3-5 минут.)
В итоге обсуждения и защиты команд выписывается на доске или экране: Что общего выявилось в данных ситуациях?
Дети пришли к умозаключению, что существуют базовые (основа жизни) потребности человека. (ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ЕДА)
Как вы думаете, что важнее и о чём мы будем с вами сегодня разговаривать?

Самоопределение

Формулирование познавательной цели

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений.

Актуализация знаний

«Интересные сведения»
« Биологическое значение пищи».
— Кто как считает, важна ли пища для нашего организма?
— Что вы знаете о пище?
— Из каких полезных веществ состоит пища?
«Состав пищи»
— А что вы знаете о белках, жирах, углеводах и витаминах, входящих в состав пищи?

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Построение логической цепи рассуждений, доказательство, поиск и выделение информации.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Способность понимать учебную задачу, ориентироваться в учебном материале

Первичное усвоение новых знаний

Питание определяет продолжительность и качество жизни человека. Как при избыточном, так и при недостаточном статусе питания происходит нарушение функций организма, что находит выражение в снижении работоспособности и ухудшении состояния здоровья, а в тяжелых случаях — в формировании соматической патологии.
Что такое пища? Для чего она нужна? (ответы уч-ся)
Пища — совокупность неорганических и органических веществ, получаемых человеком из окружающей среды и используемых им для построения и возобновления тканей, поддержания жизнедеятельности и восполнения расходуемой энергии.
Пища нужна для роста организма ——— строительный материал
для получения энергии —— для поддержания процессов жизнедеятельности организма человека
для получения информации ——-нашли для себя что вкусно, что-нет
Органолептический способ получения информации (познание мира через органы чувств)
Вкус – язык
Запах/ обоняние — нос
Цвет, форма/ зрение — глаза
На ощупь, прикосновение/ осязание – кожа
Звук, слух (скрип, хруст, шипение на сковороде) – уши
Человек, пропуская через себя потоки пищи, извлекает из них необходимую для себя информацию, энергию и вещество.
Что способствовало изменению приготовления пищи в процессе развития человечества?
Какая область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи?
КУЛИНАРИЯ – искусство приготовления пищи или поварское искусство
Кулинарное искусство формировалось веками и продолжает развиваться в наше время.
Что универсального в процессе приготовления пищи?
(от добычи продукта до приготовления и потребления его, процесс цикличен)
ЦИКЛ (от греч. kyklos — круг)
1) совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени (напр., годовой цикл). Цикл — это последовательность каких-либо действий, которая может повторяться многократно.
Производственный цикл (совокупность процессов от самого начала до конца обработки)
Цикл, который должен пройти продукт от источника нагрева до нашей тарелки, включает следующие стадии: предварительная обработка – тепловая обработка – доведение до вкуса.
Технология приготовления пищи – техническая дисциплина, изучающая рациональное приготовление кулинарной продукции в современных условиях.
Кулинарная обработка – воздействие на пищевые продукты с целью придания им свойств, благодаря которым они становятся пригодными для дальнейшей обработки и (или) употребления в пищу.
Что же происходит с пищей внутри нас? Это изучает наука физиология пищеварения питания (о переваривании или видоизменении пищи в организме человека)
Давайте рассмотрим, как это происходит. Дается на выбор учителю два рисунка и объясняется процесс пищеварения. К концу урока совместно составляем систему правильного питания, учащиеся анализируют текст и кратко записывают основные правила:
«Правильное питание и соблюдение режима питания является залогом здоровья и прекрасного внешнего вида человека. Сбалансированный прием пищи обеспечивает постоянную деятельность пищеварительной системы, поэтому питаться лучше в небольших количествах от трех до пяти раз в день, исключая поздние ужины. Также вечером не рекомендуются употреблять тяжелую долго перевариваемую или содержащую много калорий пищу.
В основе правильного питания лежит оптимальная пропорция белков, жиров и углеводов. Сколько их должно содержаться в еде для каждого человека, узнать не сложно. Все зависит от того, каким видом деятельности занимается человек. Люди умственного труда мало двигаются, но их мозг поглощает много энергии, поэтому в их рационе должно быть 100-110 грамм белка, 80-90 грамм жиров и 300-350 грамм углеводов в день. У людей, занятых физическим трудом больше энергии затрачивают мышцы, поэтому им необходимо 115-120 грамм белка, 80-90 грамм жиров и 400 грамм углеводов. Кроме этого каждый человек должен ежедневно получать витамины и клетчатку. Еще ученые заметили, что если человек питается в уютной и спокойной обстановке, например, тихом кафе или дома, то он меньше подвержен избыточному отложению жиров, нежели когда человек перекусывает на ходу или в шумной активной обстановке.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со сверстниками.

Построение логической цепи рассуждений.

Способность понимать учебную задачу, ориентироваться в учебном материале

Первичная проверка понимания

Что нового вы узнали о продуктах питания?
— Можно ли для пищи применять такие понятия, как полезная и вредная?
— Давайте самостоятельно сформулируем правила здорового питания?
Проверяем правильность выполненного задания –
Проговариваем принципы рационального питания, самые важные моменты новых знаний о еде и пище.
Самостоятельная работа выполнение групповой работы — «Составление меню».
Учителем предложены карты пищевой ценности продуктов питания, с указанием содержания белков, жиров, углеводов.

Целостное восприятие окружающего мира.
Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со сверстниками.

Постановка вопросов (сотрудничество в поиске и сборе информации)
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Построение логической цепи рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Способность понимать учебную задачу, ориентироваться в учебном материале

Первичное закрепление

Проверка учителем самостоятельной работы «Составление меню».
Анализируем меню, с учётом предложенных критериев.
-Что произойдёт, с учеником, если он будет питаться по предложенной схеме, сидящему по 6- 8 часов у компьютера и телевизора?
— Поможет ли данное меню ученику – спортсмену, продолжать и дальше активный образ жизни? А взрослому человеку?

Самоопределение
Целостное восприятие окружающего мира.
Нравственно-этического оценивания.

Анализ, синтез, обобщение.
Построение логической цепи рассуждений.
Выдвижение гипотез и их обоснование.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома постарайтесь составить меню на неделю, учитывая принципы полноценного и разнообразного питания.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведём итог урока. Какие новые знания вы сегодня открыли? Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания ?
Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях?
Оцените свою работу на уроке.

Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирование здорового образа жизни в области питания.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планирование учебного сотрудничества.

Литература:

1.Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003.

2.Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть первая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997

3.Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть вторая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1998

4.Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here